Достойно жить, достойно умереть
Романы Сергея Минаева подаются как бестселлеры, и преувеличений нет. Это стенографически точные, занимательные повествования о современной жизни. Читаются легко, на одном дыхании, и что важнее всего - наводят на раздумья и обобщения. Сначала прочитал ДУХLESS, теперь MEDIA SAPIENS. Повесть о третьем сроке, где писатель продолжает художественное исследование поколения 30-летних, определяющих лицо нашего времени. В центре - менеджеры средней руки, персонажи банковских, коммерческих, медийных офисов. В частности, способный специалист по пиару Антон Дроздиков по кличке Дрозд. Все они сформированы полосой чистогана, власти денег и всеобщей продажностью. Это массовый тип. Их не волнует ничего, кроме собственного успеха и карьеры. Их занимает одна проблема: как заработать и как потратить. Всё остальное используется как фон, для повышения публичного статуса и репутации. Минаев не идёт по пути простейших решений и вульгаризации типа. Его Дроздиков достаточно сложная и интересная фигура. Он образован, умён, хорошо разбирается в людях и тонко использует их слабости. Но все его способности служат узко прагматичной цели: найти щедрого заказчика, сорвать куш. Он - технолог и в совершенстве владеет технологией информационного оболванивания публики. Однако в своей ограниченности недалеко ушёл от девчонки-школьницы Кати, которую презрительно поучает: "Ни хера ты не понимаешь, Катя. Вот снимет тебя богатый мужик. А у тебя внутренний мир окружностью с кольцо ШОПАР, которое ты у него выклянчишь. И выгонит он тебя к хуям. Потому как пустая и неинтересная тёлка". Катю снимет толстосум, а Дроздикова снял Аркадий Яковлевич за большие бабки - большой разницы нет, только в масштабах. И не случайно писатель вложил в уста своему герою поток матерщины: по-другому с равными себе и ниже себя он не изъясняется. Речь, как важнейшее средство художественной типизации, ставит на герое Минаева однозначное клеймо: преуспевающий, но беспринципный циник. И выбрал себе в кумиры классического негодяя, гения преступной пропаганды Геббельса, чьи речи постоянно читает и анонимно цитирует. Были проигрыватели примитивные. Поставишь иголку на диск и слушаешь. Теперь на смену пришли электронные звуковые центры с дорогой аппаратурой. А суть осталась прежней - звуковоспроизведение. Минаев даёт нам отлично выписанный в деталях, узнаваемый портрет массового героя 21 века. Человека бездуховного. ДУХLESS. Печорин был страдающим эгоистом, не чуждым высоких понятий. Эти - просто решающие роботы.

@темы: роман