Достойно жить, достойно умереть
Бывают минуты нестерпимого стыда, когда неловко сидеть на месте и поднять глаза. Такие минуты пришлось пережить в поликлинике в ожидании приёма. Завязался разговор, и пожилая женщина с возмущением поведала о свежем школьном выпуске. "Представляете, классная внука заранее назвала марку телевизора, чтобы родители не ошиблись при покупке подарка. А в другом классе учительница сама ходила с родителями в магазин и выбирала золотые серёжки - "на память". И так было каждый год: день знаний, день учителя, Новый год, 8 марта, день рождения..." Вспомнили и популярный в городе 115 лицей, куда поступить детям из семей со скромным достатком просто невозможно: бедных претендентов отсекают на пороге. А потом следует лавина "добровольных" взносов, помощи, подарков. Школа так быстро внедрила приёмы маркетинга, что дети и родители приняли их как должное и непреодолимое. Одни с удовольствием хозяев, другие со вздохом жертв. Но все легко и поспешно согласились, что знания стоят денег, и это самые благородные затраты. Забыли только маленькую деталь: знания уже оплачены государством из налогов пап и мам, и они в порыве великодушия добровольно-бездумно оплачивают их повторно. И тем самым поощряют и государственное недофинансирование, и хватательные рефлексы мнимых педагогов. Мнимых, потому что истинный педагог обязан иметь совесть и не допускать торговли знаниями. Помимо своего предмета, каждый день он предстаёт перед учениками как нравственная личность и формирует педагогическими средствами нравственный мир воспитанника, сеет "разумное, доброе, вечное". Но нравственность несовместима с вымогательством, тут приходится делать однозначный выбор. Либо золотые серёжки, либо честное имя. Судя по обилию и разнообразию подарков учителям, честных среди них - единицы. Остались профессионалы, да и те по результатам ЕГЭ не тянут на высокую квалификацию. Бабушки с сарказмом рассказывали, что в их школах все "хорошие" учителя занимаются репетиторством и готовят внуков к ЕГЭ после школьных уроков. Тогда зачем тратиться на школы? Закройте их и переведите старшеклассников на курсовое обучение через репетиторов. Богатым - индивидуальных преподавателей, бедным - типовые классы для несостоятельных. Потерян стыд, который в учительской профессии стоит наравне со знаниями. Почему же мне было неловко при обсуждении учительских фигур? Потому что я тоже учитель, хотя и бывший. Позорили мою профессию, унижали моё звание. То, что не доходит до нынешних наставников, было усвоено мною с юности, рядом с матерью-учительницей. И в течение 30 школьных лет я получал от учеников только обычные цветы (сейчас и букеты смахивают на похоронные венки) и скромные подарки: книги, настенные репродукции, ручные поделки. Единственный раз, уже в 90-е годы, мне надели на руку серийные часы "Командирские" - я согласился принять на память о трудном классе. Кто-то скажет: времена были другие. Как будто время - всемогущий божок, направляющий наши помыслы и поступки. Не время ведёт нас, а мы наполняем и определяем время - бесчестием или порядочностью, продажностью или бескорыстием. Моя жена и сейчас краснеет, когда ученики пытаются всунуть ей шоколадку или игрушку.
Я смело смотрел в глаза своих питомцев. Нас связывали не вещи и деньги, а знания и сотрудничество. И никто из них не упрекнёт меня в том, что кому-то занижал и завышал оценки по известным обстоятельствам. Чаще завышал с оглядкой на перспективу. И такими были большинство советских учителей, хотя, разумеется, были и исключения. Теперь наоборот, научились покупать и продаваться. И как БЫСТРО усвоили! За каких-то 20 лет. А нормы морали никак не одолеют за тысячелетия! Школу сделали элементом рынка. На языке бюрократов - "ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ". А это уже нечто другое, но не ШКОЛА. Поэтому я предпочитаю скрывать, что я - учитель. Чтобы не услышать в ответ: ""Знаем мы ТАКИХ учителей".
Я смело смотрел в глаза своих питомцев. Нас связывали не вещи и деньги, а знания и сотрудничество. И никто из них не упрекнёт меня в том, что кому-то занижал и завышал оценки по известным обстоятельствам. Чаще завышал с оглядкой на перспективу. И такими были большинство советских учителей, хотя, разумеется, были и исключения. Теперь наоборот, научились покупать и продаваться. И как БЫСТРО усвоили! За каких-то 20 лет. А нормы морали никак не одолеют за тысячелетия! Школу сделали элементом рынка. На языке бюрократов - "ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ". А это уже нечто другое, но не ШКОЛА. Поэтому я предпочитаю скрывать, что я - учитель. Чтобы не услышать в ответ: ""Знаем мы ТАКИХ учителей".