Достойно жить, достойно умереть
После 8-летней дружбы с Сократом наступила вторая, главная, половина жизни Платона, когда он самостоятельно продолжил поиск философской истины и полностью осуществил своё предназначение. 10 лет Платон путешествует по странам Востока и изучает их богатую культуру: Вавилон, Ассирия, Египет, Сев. Африка, Италия. Отсюда он в 389г. прибывает по приглашению Диона, родственника тирана (правителя) Дионисия, в сицилийский город Сиракузы. И учитель Платон, и его юный ученик Дион вознамерились с помощью философии перевоспитать жестокого и грубого Дионисия в просвещённого и справедливого монарха, который осчастливит своих подданнах. Это была заветная мечта многих мудрецов, она пережила Платона на тысячелетия и до сих пор волнует умы наивных идеалистов. Платон с воодушевлением приступил к нравоучительным беседам с Дионисием и, разумеется, вскоре надоел развратному и тщеславному тирану. Ведь Мудрец высказывался прямо и смело, не старался понравиться и угодить своему коронованому ученику. Он без смущения заявил, что тираны - самые трусливые люди на свете, потому что опасаются даже бритвы совственных брадобреев. Терпение Дионисия лопнуло, и он вызывающе спросил Платона, зачем тот приехал в Сицилию. "Я ищу совершенного человека", - последовал гордый ответ. Тогда Дионисий издевательски одёрнул философа: "Клянусь богами, ты его ещё не нашёл, это совершенно ясно". Платон понял, что ему ничего не остаётся, как поскорее покинуть остров и его коварного владыку. Он не подозревал, что по приказу Дионисия его продадут в рабство на острове Эгина. Лишь случайность спасла Платона. Он был выкуплен своим восторженным поклонником за 20 или 30 мин серебра и немедленно отпущен на свободу.
Вернувшись в Афины, Платон купил на северо-западной окраине дом с садом и открыл свою философскую школу. Она известна в истории как Академия, потому что ближайшая местность находилась под покровительством древнего героя Академа. Школа просуществовала почти 1000 лет и была закрыта в 529г. императором Юстинианом как "очаг языческой мудрости", несовместимой с мудростью христианской (само христианство во многом несёт на себе отпечаток эллинской мудрости). Перед входом в школу размещалась надпись: Негеометр да не войдёт - ведь главное внимание здесь уделялось математике и астрономии как самым точным идеальным наукам. Всё время, за вычетом короткого сна, отводилось занятиям, беседам и размышлениям в тишине. За совместными трапезами ели мало, преимущественно овощи, фрукты и молоко. Сексуальные влечения подавлялись усиленной гимнастикой и умственной деятельностью. Сам Платон был гомосексуалистом, что для древней Греции было обычным явлением настолько, что гомосексуальные отношения регулировались обычаем и правовыми нормами и рассматривались как естественные. В Академии изучали не только философию, математику и астрономию, но и литературу, естественные науки, законодательство. Среди учеников Платона быстро выделился огромными способностями и оригинальным мышлением Аристотель (384-322). 20 лет он работал рядом с Учителем, а после смерти Платона, в 40 лет, открыл свою собственную школу Ликей. Другим выдающимся учеником был племянник Спевсипп, он возглавил Академию после смерти Учителя. Среди других стали известными Гераклид, Ксенократ и трое из числа 10 знаменитых афинских ораторов: Гиперид, Ликург, Демосфен. Последний был вынужден принять яд, чтобы не оказаться в руках врагов.
В 60 лет Платон оставил свою Академию и предпринял вторую поездку на Сицилию, где на престол вступил сын умершего тирана Дионисий Младший. И опять его первым помощником стал Дион, друг и верный ученик. После первой неудачи с отцом, он не оставил надежды сделать образцового правителя из сына и убедил Платона приехать в Сиракузы. Великий философ сделал вторую попытку воплотить своё учение об идеальном государстве и обществе во владениях Дионисия. На первых порах миссия Платона развивалась успешно, он добился большого влияния на молодого монарха и даже уговорил его распустить 10-тыс. личную охрану. Все придворные с энтузиазмом слушали философа и доказывали друг другу геометрические теоремы на песочных чертежах. Однако их усердие было показным и неискренним, придворные люто ненавидели Платона и с помощью подлой клеветы добились высылки из Сицилии Диона, помощника и защитника Учителя. Самого Платона обвинили в подготовке заговора. Правда, Дионисий сделал вид, что не верит слухам, но поспешил расстаться с назойливым и надоевшим наставником, разрешив ему милостиво покинуть остров.Платон побывал на Сицилии ещё раз в 361: так велика была его слава, что Дионисий не хотел упускать возможности погреться в её лучах и заслужить репутацию покровителя мудреца.

Он встретил старика с царскими почестями и удостоил доверительной аудиенции, но философ, как и прежде, отверг подарки и доказал, что истинным сокровищем считает свою независимость и неподкупность. Более того, он бесстрашно заступился за опального вельможу Гераклида и снова навлёк на себя гнев коварного и переменчивого тирана. И лишь забота Дионисия о своём авторитете в среде просвещённых греков спасла Платона. Усталый и больной, он вернулся в родную Академию. Так бесплодно завершились его попытки сочетать философию с властью, чтобы доказать необходимость разума и справедливости в управлении государством. Философ смутно представлял изгибы человеческой психики и не знал, что власть берут совсем не для того, чтобы охранять закон и благополучие граждан. А для того, чтобы удовлетворять неуёмную страсть честолюбия и властвовать над людьми, неограниченно присваивая всевозможные блага и почести. На равенство перед законом никто из современников Платона не согласился, и старый философ пережил тяжёлые дни разочарования и горечи. Как не вспомнить в связи с драмой Платона последнюю попытку воздействовать на власть со стороны нашего лагерного мученика и изгнанника Солженицына. Он тоже надеялся, что новая, постсоветская, Россия вступит на правовой путь и начнёт созидать государство социальной справедливости. Подобно Платону, он взывал к российским правителям, разработал программу демократических реформ, давал глубоко обдуманные практические советы - и всё напрасно. Соженицына не только не слушали, из него сделали юродивого и публично осмеяли. Последние годы он провёл в домашней изоляции и отчуждении от мерзкой российской действительности.
Его последние годы жизни были омрачены непрерывными конфликтами и войнами греческих полисов за гегемонию на полуострове. Был убит в Сиракузах испытанный друг и ученик Дион, едва не казнили талантливого афинского полководца Хабрия, обвинив в измене, и лишь заступничество Платона спасло его жизнь. Философ умер в 347 г. глубоким старцем в возрасте 80 лет. Его строгий нравственный облик вызывал глубокое уважение друзей и врагов. С юных лет он избегал дурных привычек и говорил: "Привычка - это не мелочь", запомнился сдержанным, сильным, сосредоточенным в себе человеком. Пил и спал в меру и лишь читал и писал сколько желала душа. В день смерти на его ложе нашли книги любимых писателей - Аристофана и Софрона. Преодолевая болезнь, он отделывал свои капитальные сочинения "Государство" и "Законы". В отношениях с согражданами Платон был терпелив и доброжелателен, ради друзей рисковал жизнью и следовал своему правилу: "Слаще всего говорить истину". Афиняне восхищались знаменитым земляком, и когда он шёл по улице, смотрели только на него. Впоследствии родилась ещё одна легенда, что незадолго до конца Платон увидел во сне, будто превратился в лебедя и летает с дерева на дерево, не даваясь птицеловам. Уже современники понимали, что учение Платона настолько многомерно и глубоко, что истолковать его в единственно верном направлении не удастся никому и никогда. Современный философ Уайтхед выразил эту очевидность достаточно просто и чётко: "Вся европейская философия состоит в том, что она представляет ряд примечаний к Платону".

@темы: Платон

Комментарии
07.01.2013 в 18:46

Интеллект против прухи бессилен
Неужели у Платона с Сократом не было шансов что-то изменить в обществе, несмотря на то, что людей было меньше и всё было проще?
09.01.2013 в 07:06

Достойно жить, достойно умереть
Представьте, Катя, что не было, все подобные попытки в истории не имели успеха, включая и советский опыт: реформаторы недооценивали психическую природу человека, его немеханистичность, если можно так выразиться. И потом: проблемы были те же самые, что всегда, только отличались масштабами, простота была мнимой и кажущейся только нам.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail