Достойно жить, достойно умереть
100 лет назад жил в России замечательный человек Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (Гарин - псевдоним). Был он безумно талантлив: интересный и глубокий писатель, острый журналист, великолепный инженер-путеец, ненасытный жизнелюб и просто щедрый великодушный мужчина. Всю жизнь он строил шоссе (первое - в Болгарии, во время русско-турецкой войны 1878), тоннели, мосты, железные дороги и, между прочим, сделал большой вклад в сооружение Великой Сибирской магистрали - самой протяжённой в мире железной дороги от Челябинска до Владивостока, более 7 тыс. вёрст. Его перу принадлежит единственная в русской литературе биографическая тетралогия, где живо и увлекательно рассказана жизнь русского интеллигента во второй половине 19 в., от детства до зрелости: Детство Тёмы, Гимназисты, Студенты, Инженеры. Как инженер-практик, Гарин досконально знал природу России, экономику, быт рабочих и крестьян и был горячим энтузиастом цивилизации. Он понимал, что все беды страны - от засилья тысячелетней косности, нехватки культуры, разгильдяйства и равнодушия. Сам он был человеком дела, цифр и фактов, охвачен неугасимым интересом к хозяйственному обустройству страны, и в 19 в. поражавшей своей дикостью и запустением.
Гарин был последовательным врагом бесхозяйственности и видел в ней источник многих наших трагедий. В своих книгах он беспрестанно доказывал, что Россия совершенно напрасно живёт в такой унизительной бедности, т.к. она богатейшая страна в мире. "Вы только подумайте. Во всём мире нет такого изобилия рыбы, как в нашей дальневосточной окраине. Хоть руками её лови. Целый пуд не дороже копейки. А посолить её нечем, нет ледников, нет соли, и... нет сбыта, нет вывоза - из-за пустяка погибает богатейшее дело. Край, откуда Россия могла бы извлекать столько золота, каменного угля и руды, превращается в паразитную пиявку..."
И это происходит повсюду, мы сами себя губим и режем, - настаивает писатель. "Зачем мы, например, не выжжем и не вырубим тот загнивающий лес, которым по дороге в Иркутск заняты огромные пространства? Этих пространств хватило бы на десятки миллионов людей. Почему пустуют монгольские степи? Могли бы быть великолепные пашни, и сколько рыбы в их многоводных озёрах! Сколько соды, охры, сколько дичи! И почему крестьяне так густо засевают поля? Выбрасывают каждую весну на ветер миллионы рублей. И сколько теряет Россия в год из-за ширококолейных железных дорог!"
Гарин всё время подсчитывает убытки, которые видит вокруг, и доказывает, как велик мог бы быть народный доход. Он сравнивает сметы доходов и расходов и ужасается, что завтра страну ждёт банкротство. В крестьянской избе, превращённой в мастерскую, он делает элементарный подсчёт и поражается: 9-тыс. убыток из-за отсутствия в своё время десятирублёвой бумажки на покупку пустякового челнока, ускоряющего и облегчающего работу. Так житейская бухгалтерия выводит его на человеческие судьбы обездоленного народа, привыкшего упускать свою выгоду и достаток по неумелости и незнанию. Гарин азартно тащил крестьян к сытой благополучной жизни: уничтожил кабак, завёл школу, организовал медицинскую помощь, а его отблагодарили пожаром деревенские кулаки при молчаливом безучастии всей деревни. Привыкшие к бесхозяйственности и "идиотизму деревенской жизни" мужики с опаской поглядывали на энергичного и упрямого барина.
Прошло более века. Россия пережила 4 революции, две опустошительных войны. По её просторам прокатилась коллективизация и индустриализация, национализация и приватизация, государственный и частнособственнический капитализм. Казалось бы, всемогущее время должно научить, направить, переделать и обновить. Куда там! Бесхозяйственность царской и советской эпох плавно перекочевала в неокапиталистическую бесхозяйственность, она приобрела за минувшие 20 лет всеохватные масштабы.
Государство и вылупившийся капитал оказались бессильны предотвратить разруху, напротив, они словно придали ей новый импульс, и экономика России получила чётко выраженную хищническую направленность. Безумно разворовано и пущено на ветер фундаментальное советское наследство: тысячи предприятий, совхозы и колхозы, дорогая техника, вырезан скот, лежит незасеянной земля, разгромлены научные лаборатории и НИИ. Сигналы подаёт верховная власть. Российское правительство во главе с Президентом обслуживается 100 организациями и 50 тыс. работниками - это беспримерное растранжиривание бюджета и ресурсов государства. Президентскую власть США обеспечивает всего 1, 5 тыс. специалистов, и это ведущая держава мира. Зачем им 44 гостиницы и пансионата по всей стране? Зачем 4 автобазы и 2 тыс. легковых авто, 2 сотни автобусов, спецавтотранспорт? У Президента США всего 2 "Боинга", у нашего президента 8 лайнеров, из них 2 французских по 50 млн. дол. с императорской отделкой.
На многострадальном Дальнем Востоке по приказу из столицы уничтожают тысячи тонн красной рыбы, это видела вся страна. Ещё Чехов в "Острове Сахалин" писал в 1890, что "... ловля периодической рыбы на Сахалине могла бы принести миллионные доходы. Когда ещё на юге Сахалина распоряжались японцы и рыбные ловли в их руках едва начинали развиваться, то уже рыба приносила около полумиллиона рублей ежегодно. ...одна лишь сельдь давала 295806 р. в год. С занятием Ю. Сахалина русскими рыбные ловли перешли в стадию упадка, в которой находятся до сего дня. Ловить и заготавливать рыбу поселенцы не умеют, и никто их этому не учит..." Как видим, мало что изменилось за минувшие 120 лет .
Вырубаются и вывозятся за бесценок в Китай ценные породы древесины, гниют миллионы кубометров древесных отходов - ценного сырья для химической промышленности. Продолжается стихийный отток населения и незаконное проникновение китайцев на наш Дальний Восток. А кто не наблюдал из летящих самолётов зарево газовых факелов над Сибирью? Сжигание попутного газа - это отопление атмосферы денежными купюрами, такое расточительство наблюдается только в России. Давным-давно существуют недорогие технологии переработки попутного газа, но у нас они не приживаются, монополии гонят чистую нефть и снимают сверхприбыль, обрекают страну на будущее разорение и нищету. Ещё телекартинка: новорождённых цыплят выносят в ящиках на мороз под гусеницы бульдозера: молодняк нечем кормить. А зачем выводили? Уму непостижимо, какие объёмы бумаги транжирят на бесполезную рекламную продукцию: ежедневно в моём почтовом ящике 3-4 буклета и бесплатных газет, всё это немедленно уходит на свалку. Кстати, о свалках. На днях встречаю знакомую бомжиху Дусю: на ней приличная козловая шуба и справные сапоги несмотря на летнюю жару. "Где прибарахлилась, Дуся?" - "А то не знаешь? Пойдём со мной, и тебе подберём кое-что". Конечно, обувь и одежда подобраны на свалке, она не только одевает, но и досыта кормит бомжей. Дуся с упоением рассказывает, чем она набивает желудок: селёдки, колбаса, творог, бананы, яблоки... Нередко сваливают подпорченные куриные тушки, заплесневелый хлеб, вздутые консервные банки и даже просроченную чёрную икру. И это при баснословных нынешних ценах на продовольствие!
Едва наступила весна, как вспыхнули пожары, порождение той же бесхозяйственности и неразберихи. Минувшим летом полыхали 33 тыс. пожаров: лесных, степных, торфяных. Помимо прочих, одним электрическим системам нанесён ущерб более 1 млрд. рублей. Космический мониторинг мог бы предотвратить расползание пожаров и сохранить народное хозяйство, он стоит в десятки раз меньше причинённых убытков, но в России не используется. Хотя имеется лучший в мире Центр аэрокосмического мониторинга "Аэрокосмос". Ни министерства, ни частные компании не заказывают его услуги в отличие от американцев и других стран. Надо сказать прямо: за редкими исключениями, пожары - дело рук человеческих. Наплевательское отношение к лесу тянется из далёкого прошлого. Русский мужик никогда не берёг лес. Рыбаки, охотники, крестьяне разводили костры по нужде и бросали непотушенными. И в 19 веке леса горели по всем направлениям, истребляя деревни и города, а в народе существовало стойкое убеждение, что "тушить огонь - самое пустое дело и труд не в прибыль. Печерский край никогда не может совершенно выгореть!" Так объяснил свою бездеятельность один из мужиков Архангельской губернии в сер. 19 века и выразил общее мнение земляков. А заодно назвал главную причину бесхозяйственности: неисчислимое богатство природных ресурсов, всех этих лесов, земель, рек, недр. Зачем же их беречь, коли переводу им не будет? И через полтора века потомки закупают чистую воду, расфасованную в пластиковые бутылки, и платят бешеные деньги за мебель из натуральной древесины. Конец изобилию, которое не ценили и не берегли.
Вся система нацелена не на предотвращение чрезвычайных ситуаций, а на ликвидацию последствий: так легче воровать огромные средства и получать награды "за героизм". На различных трубопроводах протяжённостью более 1 млн. км ежегодно происходит 55 крупных аварий. Их тоже можно было бы своевременно обнаруживать и устранять все утечки газа и нефти, соответствующие технологии разработаны, но не востребованы. Беру факты, как говорится, навскидку, не выбирая. Угасает и продолжают добивать когда-то могучую авиапромышленность: производили 2 тыс. самолётов в год, сейчас - единицы. Зато "Боинг" и "Эрбас" пухнут от российских заказов. Забросили великий Севморпуть, ведущий к колоссальным природным богатствам. Зато другие державы готовы прорваться в Заполярье в любой момент. РЖД оскандалилась на весь мир тем, что выложила немцам почти 79 млн. за каждый из 8 скоростных электропоездов, в то время как в Европе их покупают даже за 13, 5 млн. евро, но не дороже 40.
Не находят применения и закрываются уникальные производства. В пос. Сява (Нижегородская обл.) закрыли единственное предприятие "Карбохим", дорогостоящее химоборудование бывшие рабочие распиливают на цветмет, чтобы выжить. Обанкротили "Алтайхим" в пос. Яровое, рабочие выброшены на улицу. Причина в банкротстве самого государства, оно не в состоянии поддерживать и развивать фундаментальную индустрию. А частник-капиталист нацелен снимать лишь прибыль и уклоняется от капвложений. Построенная в России модель капитализма враждебна интересам нации. Безразмерные аппетиты монополий сделали малодоступным даже дизтопливо, которого у нас - залейся. Ведь мазут - побочный продукт при производстве бензина, а глубокие переработки остались на уровне 50-х гг.: из 1 т нефти выходит лишь 130 л бензина, а не 500, как в США. Остальное - осадок, но монополии взвинтили цены выше бензиновых, до 27-28 р. Заплатит потребитель, покупая самое дорогое в мире продовольствие.
В декабре 2010 при взлёте потерпел аварию ракетоноситель с 3 спутниками-аппаратами: ущерб б2, 5 млрд. р. Причина: на космодроме в ракету перелили горючего. 2/3 овощей завозят из-за рубежа на 200 млрд. р. Причина: разрушено тепличное хозяйство за 20 лет, в теплицах выращивают только 5% урожая. Теплицы закрывают и не строят по причине спекулятивных цен на топливо. Газ, электричество за 5 лет подорожали в несколько раз, нужны льготные коммунальные тарифы. Нет своих асфальтобетонных заводов - все импортные. В Приморье простаивает порт Ванино: не хватает грузов. Вместо Ванино они направляются с БАМа во Владивосток, делая крюк в 700 лишних км. Причина - низкая пропускная способность жд путей, всего на 14 млн. т, а порт рассчитан на 25. Из-за пробки составы простаивают 40-50 суток, громадные убытки.
В заключение следует поставить классический вопрос: кто виноват? Управляющий или управляемые? Барин или мужик? Ответ уже дан. Барин под мужика, а тот под барина. Как не было, так и нет хозяев. Не назвать же хозяевами временщиков, кто набивает зарубежные счета, чтобы в удобный момент отвалить за бугор. Не хозяева и те, кто работает внизу, они скорее зарабатывают свои копейки и довольны подаянием. А порядок вещей планируют и поддерживают управляющие: льву - львиная доля.

@темы: бесхозяйственность

Комментарии
20.11.2012 в 15:02

Интеллект против прухи бессилен
Знаете, вот да. Интересный обзор, стройно написано и нутром понятно. Спасибо.
20.11.2012 в 18:15

Достойно жить, достойно умереть
Рана, у вас столько увлечений и интересов, такой широкий кругозор, что я растерялся: неужели есть такие молодые женщины? И думаете о таких странных для нашего времени вещах, нетипичных для молодёжи и даже для политиков. Восхищаюсь и завидую, а я много упустил
20.11.2012 в 20:00

Интеллект против прухи бессилен
karsilen, Спасибо за такую оценку:) Не знаю, как так получилось - что-то вложено, что-то вроде как само, ну и в детстве смотрела слишком много по сторонам - откуда что берётся, было интересно. А кругозору в настоящий момент мешает достаточно неудобная работа и недостаточность реального общения: много хочется и можется, и мало получается. Но над всем можно работать, и даже в сети приятно встретить человека, который пишет нечто осмысленное.
21.11.2012 в 07:27

Достойно жить, достойно умереть
Вам тоже благодарен, Рана, за отзывчивость и внимание. Согласие и понимание так редко встречаются в нашем мире, что воспринимпешь их как чудо, и вы способны на такое чудо с вашей богатой натурой. Чувствуется сильный и гибкий характер, способность к саморазвитию и совершенстованию - это тоже не часто встртишь среди людей. Что касается общения, то, на мой взгляд, молодёжь его переоценивает, стремясь любой ценой уйти от одиночества, а взамен приобшается к стаду, теряет индивидуальность. Слишком много случайных и ненужных связей. Тпак что не жалейте о вашей недостаточности, возможно, она к благу. Один умный и чуткий человек всё восполнит
21.11.2012 в 23:13

Интеллект против прухи бессилен
Хорошо, постараюсь не жалеть :) Кстати, есть у меня читатель, ник  inquisitor. Учёный, техническое направление. Тоже о запущенности пишет в этой сфере, да и о других время от времени, по тегу "Sic Transit" и некоторым другим. Нахожусь, конечно, не в России, но и не в благополучной стране, так что задуматься есть о чём.
23.11.2012 в 07:10

Достойно жить, достойно умереть
Рана, вот эта способность задумываться и переживать беспокойство за состояние общества и мира - самая драгоценная черта в человеке и в вас конкретно, побольше бы таких ответственных людей, может, и начнёт меняться наша жизнь в направлении смысла и разума. У меня это стадо беззаботных потребителей и хищников вызывает приступы отчаяния, и их всё больше и больше, а государство занято обслуживанием собственных слуг. Поэтому у меня уже надежды нет.Как вам живётся в Эстонии? я недавно писал про музей "оккупации", фото которого размещены в интернете. По-моему, он позорит не Россию, а Эстонию.
27.11.2012 в 00:06

Интеллект против прухи бессилен
Спасибо, что так считаете :) Может, и начнёт... хорошо верить в лучшее.

karsilen, Даже не знаю, с чего начать Попробую написать как пойдёт. Телевизора у меня нет, так что не могу оценить, как освещают жизнь СМИ. (изредка читаю наши местные газеты, но там так... всё одно и то же)
У нас, прежде всего, в плачевном положении образование - не только то, которое на русском языке, но уровень и организация в целом. Невозможно получить некоторые профессии: например, я хотела вторую специальность помимо компьютеров и училась на переводчика, а отделение закрыли прямо во время учёбы, и аналогичных нет. Есть только филология и по-эстонски. Языком владею свободно, мне бы это не помешало учиться, но отделение-то не то, да и обстоятельства так сложились, что приоритетнее был заработок. Про школу вообще стараюсь не вспоминать и не думать, моя мама тоже, когда-то она была учительницей русского и литературы в средней и старшей школе, но ушла из этой сферы уже очень давно - ближе к медицине.

Второе - это отсутствие адекватного рынка труда. Вообще ничего не понятно: какие кадры нужны, куда, что у нас есть, кто в ком заинтересован, где получать опыт и квалификацию - всё происходит в целом стихийно. А стихийность на руку всякого рода начальникам: люди готовы работать неважно где и за какую плату (даже за 200-300-400 евро, счёт за квартиру-однушку зимой 80 евро, за три комнаты - 200 и более), лишь бы была работа. Трудовое законодательство переписали, работнику стало ещё сложнее, потому что оно изобилует формулировками вроде "трудящийся должен прилежно трудиться" и легко уволить человека ни за что. Не ценят медсестёр, пожарников, преподавателей и полицейских, и многих других - думаю, Вам всё это и так знакомо.

Третье - "дороги и дураки", то есть прочая разнообразная неустроенность коммунального плана и социальные проблемы (из 15.5 тыс. родившихся - только 6.5 тыс. родились в браке, например; семья постепенно разрушается как понятие), ничтожные пособия (на ребёнка - 19 евро в месяц, а по инвалидности - максимум 200 с копейками) и в общем-то искусственно нагнетаемый национальный вопрос. Эстонские политики просто эксплуатируют одну и ту же тему, чтобы оставаться у власти, а жить-то никому не легче - потому что мы все, любого происхождения, живём на одной территории и с одними и теми же трудностями. Ездим по тем же самым разваливающимся дорогам, пьём не очень хорошую воду и так далее.
"Музей оккупации" - это безусловный позор для страны, действительно. Пока идут разговоры о прошлом, всё стоит на месте. Вот например, если посмотреть на карту, то тут очень даже выгодное географическое положение для развития, можно сделать чуть ли не Люксембург или хотя бы маленькую Финляндию - но этим никто не хочет воспользоваться, потому что для этого нужны централизованные усилия и длительные вложения, которые не несут моментальной прибыли.
Я вообще считаю, что острые моменты исторического прошлого надо обруливать и преодолевать, а не "расчёсывать" как ранки. Где-то идёт раздувание темы сверху, а где-то сами люди тоже себе усложняют дело: изучить язык для собственного удобства можно было уже давно, но многим больше по душе ничего не делать.
А ещё у меня серый паспорт и там написано, что я "ALIEN", и менять его не собираюсь Это очень честный документ :) Мир записал меня и ещё почти 100 000 человек в пришельцы, и почему-то не могу сказать, что хочу получить какое-либо подданство. Пыталась когда-то получить российский паспорт по совету отца, но в консульстве такое хамство и незаинтересованность и такие сроки, что как-то и не хочется. Есть ещё возможность получить украинское гражданство в ускоренном порядке, но пока тоже не тянет.

Так что стараюсь просто жить для своих близких, чтобы им было хорошо. Что-то перечислила одни минусы... но это, наверное, затем, чтобы дать реальную картину, что тут не всё радужно, просто, образно говоря, "заборы покосились чуть ровнее", как мой муж выражается.
На самом деле, если не слушать политиков и иметь какое-никакое место под солнцем, то есть и позитивные стороны: у нас красивый город, особенно историческая часть, и даже многоэтажные районы неплохи; и при этом всего лишь 400 000 жителей! Вроде и достаточно много, чтобы не было ощущения, что все друг у друга на виду, но и не утомляет, как мегаполисы. Производств грязных нет, потому что отсутствует сколь-нибудь значимая промышленность вообще. Вот недалеко от дома давно закрылся рыбзавод, а вместо товарной ж/д сделали променад в несколько км длиной. Атмосфера какая-то... особенная, от стыка исторического и современного, от тишины в заброшенных уголках и шумной жизни в ста метрах от них, такие маленькие контрасты, которые делают красоту не яркой и бросающейся в глаза сразу, а открывающейся понемногу, порциями. Море рядом - а от меня так и вовсе несколько улиц, и вот оно. Удобно платить за всё - в электронном виде, не выходя из дома. Что-то пытаются делать для экологии, достаточно культурных мероприятий, есть, куда сходить, причём бесплатно тоже (например, навскидку, летом - Дни Моря, а почти круглый год - регулярные полчаса органной музыки в католических церквях, вход свободный, в субботу мы всей толпой ходили)... Недалеко Санкт-Петербург, Хельсинки, доступны европейские страны.
Плюсов хватает, есть, чему радоваться. Меня устраивает, родилась и выросла тут. Только бы ещё времени побольше.

В качестве иллюстрации могу поделиться некоторыми видами:

читать дальше

Все кадры мои, кроме предпоследнего.

Если вдруг будете в Таллине или кому из близких понадобится - разместим без проблем, места много :)
28.11.2012 в 08:05

Достойно жить, достойно умереть
Ожидал получить короткий вежливый ответ, а Вы прислали обстоятельный и интересный очерк страны и своей жизни, Рана - огромное спасибо за добросовестность и внимание. В Прибалтике я никогда не был, представления поверхностные, по немногим публикациям, но в общем-то совпали с вашим рассказом: мы все проиграли с распадом Союза, и маленькие братья - особенно. Почти всё, что вами описано, без изменений можно наложить на Омск: и коммуналку, и дороги, и трудоустройство, и зарплаты - просто смехотворные, 8-10 тыс., и предприниматели такие же жадные и безжалостные, чуть что - "Я не держу, увольняйся, вас много таких". Правда, профессию получить можно любую, особенно платную, кроме вузов много колледжей и училищ для молодёжи, а особенно востребованы рабочие специальности на заводах, они не популярны. Окружающая среда, в отличие от Таллина, ужасная, 7 место в России по раковым заболеваниям, ведь у нас крупный нефтехимический комплекс, выбросы ТЭЦ, завод полимеров и пр., поэтому смертность стабильно превышает рождаемость. Я думаю, что Вы здесь не стали бы жить, Рана, (кстати, это Ваше настоящее имя или псевдоним? Я - Игорь). Мамы-педагоги у нас одинаковые, только моя уже покойница, зато жена и на пенсии ещё работает учителем-словесником. Город, действительно, привлекательный, такие поэтичные зелёные улочки провинциального типа в столице не везде найдёшь, тут, безусловно, сказывается более высокий уровень бытовой культуры. У нас много мусора и население не приучено к аккуратности, а город наполовину деревянный с запущенными окраинами, хороша только центральная историческая часть с тороговыми рядами 19 века. Вы наверно знаете, здесь отбывал каторгу Достоевский, это бренд Омска, как и Колчак, которого реанимировали в последние годы в противовес большевикам. У Вас верный, здравый взгляд на историческое наследие, оно не должно разъединять народы и государства, нельзя позволять прошлому распоряжаться современностью. Знать, помнить, учитывать и извлекать уроки - вот назначение истории, а из неё узколобые политики постоянно делают дубину для достижения своих корыстных целей. Я по образованию историк и очень болезненно воспринимаю любые фальсификации и манипуляции с историей. Я вижу, что у вас есть всепоглощающее увлечение черепахами, и благодаря вам я более пристально рассмотрел этих любопытных существ. Как, должно быть, разнообразят и обогащают вашу жизнь эти неторопливые и основательные земноводные, успокаивают и примиряют с нелепостями человеческой жизни. Так и Вы неожиданно внесли в мою жизнь новую краску. Спасибо Вам, Рана. За море - особенно, я вырос на море, только Чёрном, а в Балтийском пришлось раз окунуться, когда был в Калининграде
29.11.2012 в 16:21

Интеллект против прухи бессилен
Пожалуйста, Игорь, очень приятно, а меня зовут Катя :) Некоторые знакомые лучше знают по нику, он очень давний, совсем прирос.

Мусором и у нас кидаются, но по крайней мере нет такой экологической катастрофы. Многие вздыхают по утерянной промышленности, но это всё тоже спорно: на экологичные заводы тут точно никто бы не нашёл денег, а за откровенную грязь можно получить, например, денежные санкции от ЕС, а эти деньги обыкновенно берутся в кармане налогоплательщиков.

Черепахи? Да, сопровождают потихоньку, и сейчас их у меня две, оба зверя с характером и действительно позволяют не зацикливаться на проблемах. Когда появилось первое животное, то это было стихийно, просто потому, что хотелось. А оказалось, что у них, к тому же, немало преимуществ в контексте городской квартиры: тихие, не опасные, питаются строго зеленью, а место занимают только в пределах террариума/контейнера. С правильным освещением и питанием живут долго и без проблем. На радостях написала по ним исследовательскую для городского Дома природы (это ещё в школе), ну и дальше как-то само покатилось.

Чёрное море - а какой город? Видела его один раз в жизни, очень отличается от нашего.

(кстати, если Вам вдруг станет неудобно переписываться в комментариях, то можно перенести общение в ЛС)
30.11.2012 в 07:37

Достойно жить, достойно умереть
Вот и познакомились ближе, Катя, вы очень отзывчивы и чутки, с вами легко. Прекрасно описали своё детство, и мне понятно, что все ваши добрые качества оттуда. И сами, наверно, создали такую же крепкую любящую семью, где одинаково тепло детям и черепахам. Вы уравновешенная по натуре, спокойная, выдержанная или импульсивная, решительная? Мне кажется, что первое, ваши тексты логичны и последовательны, в них порядок и обдуманность. Часто такого наворочают, что вселяется беспричинное беспокойство, ведь очень много больных и тронутых, сломленных средой и обстоятельствами. Вы писали про неудобную работу, а чем вы, Катя, занимаетесь? Вы довольны или только ради заработка? Ведь сейчас выбирать довольно сложно. Подумал, что и животных выбирают по склонности: одни резвых и шумных, другие - спокойных и задумчивых. Детство прошло в Новороссийске, сейчас это главный российский порт на Чёрном море, очень своеобразный и интересный город. Шлю вам тёплый привет из заснеженного и морозного Омска
03.12.2012 в 11:48

Интеллект против прухи бессилен
И Вам привет из зимнего Таллина! У нас тоже снег, зима на себя похожа в этот раз.

По натуре? Скорее второе, просто стараюсь себя одёргивать и всё-таки сначала думать, потом делать. Но решения принимать легко, например. Это пригождается и просто в жизни, и в работе, потому что занимаюсь я ремонтом/гарантийным обслуживанием ноутбуков в сервис-центре. Дело интересное само по себе, и место изначально было очень хорошим. Но испортить можно всё: в один прекрасный день ввели сдельную оплату с материальными вычетами за любые недочёты, пришло новое начальство и подняло норму. График в таких условиях практически у всех превратился в ненормированный - хочется успеть сделать нужный объём.
Оплата лучше средней, конечно (от 640 до 1300 евро, у кого как получается), но время от времени возникают сомнения в том, соответствует ли вознаграждение объёму работ. Или, может, не надо... :)
Пока детей нет, то спонтанные задержки на работе ещё возможны, хотя и сказываются на качестве жизни - мало видимся с близкими, мало времени на свои дела, дом, рисунки и т.п. Тут выкроишь, там успеешь - и ладно. Но что будет потом? Так что наблюдаю - если дальше будет хуже, то придётся менять место или деятельность. В постоянном конфликте жить нежелательно, это затратно. Нужно как-то приспосабливаться. Об этом в последний год-полтора в дневнике пишу достаточно много.

Такой вопрос есть, про Вашу книгу "Уроки без перемен" - Вы в одной из записей выкладывали адрес, но не могу там найти начало книги и сориентироваться. Может быть, её где-то можно скачать целиком?

И про Новороссийск в перерыве что-нибудь почитаю, а то совсем ничего о нём не знаю.
04.12.2012 в 08:55

Достойно жить, достойно умереть
Катя, вы владеете собою, умеете контролировать и направлять свои желания, как я понял, т.е. волевая женщина с умом - редкое сочетание, потому что без него беда. И уверены в себе. Не так-то часто решаются теперь менять работу, предпочитая синицу в руках. Для Омска ваши зарплаты вполне хороши, у нас получают такие менеджеры и банковские работники, остальные перебиваются на 300-400 евро. Вот ненормированная нагрузка - это плохо, дети остаются беспризорные, мои девушки-соседки тоже жалуются и подключают бабушек, ведь в детсады очередь на несколько лет. А вы молодая женщина, столько хочется увидеть, успеть, узнать... В наше время было проще, 8 часов и остальное твоё. Хотя учительство в эти рамки не укладывается, если уважаешь свою профессию. Я вижу, что природа частного капитала не изменилась, выжимают работника до предела, и люди примирились со своим статусом. На западе есть сильные профсоюзы, а здесь они безмолвны и покорны, так же и у вас по-видимому.
Я не уверен, что моя книга будет вам интересна, уж больно она несовременна и индивидуальна. А в Интернете начинается с конца, как выложилось, поэтому надо прокручивать до упора. И зачем вам тратить время, которого у вас и так мало? Что вы любите читать и читаете ли при вашей загруженности? Я по-прежнему верен книге и с монитора просматриваю только некоторые новости. А вы другое поколение, у вас другие книги. Пишу, а за окном метель, морозы отступили на время. Желаю вам хорошего настроения и поменьше забот.
06.12.2012 в 14:48

Интеллект против прухи бессилен
Профсоюза для нас так и вовсе нет. А где есть, то тоже очень спорно. Вот у троллейбусников всё плохо, а у автобусников всё хорошо, например. У медиков и учителей вообще своя кухня, очень загадочно всё. Мало знаю, честно говоря, это госсектор, а частное вообще пущено на самотёк. Может, со временем будет всё по-другому. Может, будет возможность учиться дальше, сразу ею воспользовалась бы. Жить интересно, надо смотреть по обстановке.

--------
О книгах. Опять длинно получилось :) Потому что вечерами и по частям пишу один комментарий, наверное.

В порядке следования глав разобралась, спасибо! Знаете, Игорь, книга как раз интересна несовременностью и тем, что оттуда можно узнать не только о Вашей жизни, но и о том, каких качеств в нынешних людях больше нет, или наоборот, о том, что появилось. Так что когда полностью прочту, то смогу составить какой-то более цельный отзыв. Пока дочитала до описания производства сыра, и могу отметить бОльшую склонность людей делать что-то хорошо, да и рассказ о школе был просто откровением, не думала, что так бывает. У нас таких учителей уже не было. И одноклассников тоже вспомнить трудно... даже просто по именам, а уж охарактеризовать и подавно. Странно! Надо у себя как-то написать об этом, диаметрально противоположно всё было, и это тоже "свидетельство обычного человека" уже из другого времени :)

Наверное, как раз в противовес нагрузке - читаю почти в любых условиях: не только дома, но и в транспорте, в городе и за городом, в больницах и диализных отделениях ранним утром. С домом понятно, почему - там книги, а остальное стало возможным благодаря тому, что пару лет назад отец привёз мне из Москвы "читалку", в которую можно загрузить практически целую библиотеку. Тут теперь тоже такие продают, но тогда это было классной и необычной штукой. Она простая, но свою функцию выполняет, и в размер небольшого блокнота помещается то, что я бы никогда не могла взять с собой:


(снято в Питере более года назад)

Ввиду нехватки времени всё никак не закачаю туда столько, сколько хочется, но там есть, например, Оруэлл ("1984" в переводе и в оригинале, прекрасный язык у него, пока что самый гармоничный, на мой взгляд), Толстой ("Анна Каренина"), Набоков ("Лолита"), Бредбери ("451 градус по Фаренгейту"), Джойс ("Улисс"), Киплинг ("Ким") и некоторые другие, значительная часть стихов Н.Н.Туроверова (к одному делала иллюстрацию, заодно прочитала и остальные, потом решила не стирать, да так и остались).

А в бумажном виде на полках есть разное. И классика, и духовная литература, и словари хорошие, т.к. с ин.язом много связано. Даля - 4 тома. Обязательно сказки: скандинавские, эстонские, немецкие, была книга русских сказок с иллюстрациями Билибина, которые нравились больше самих сказок, но - пропала при переезде. Советские учебники физики, математики, один антикварный учебник середины XIX века. Один том законодательства Российской империи тех же лет, касается лесного хозяйства в разных губерниях. ИТ-литература - по сетям, железу, программированию. Книги по рукопашному бою, по маскировке и выживанию. Энциклопедии по биологии, географии, десятка два книг по искусству.
Из фантастики - почти полное собрание Лема, одной книги только не хватает. Это главная полка, очень важная для меня :) Есть и другое. И Стругацкие, и рассказы разных авторов, всего понемножку.
А главное, что всё это для меня началось в детстве с такой книги: etextlib.ru/Book/Details/741 , я стащила её с полки, попробовала почитать и детская/околодетская литература как будто перестала существовать, впрочем, её в доме было немного и тогда, когда я была маленькой. Ключевым было то, что не было запретных книг и тем. Упор делался на сказки и на познавательное, обычный набор приключений особо не привлекал. Ну что-то не то. Как будто бы несерьёзно. А после этой книги тем более. В ней первым шло произведение "Под одним солнцем" - доступное, кажется, любому возрасту. Зря его забыли, очень хорошая вещь, неоднозначная - "может ли наша жизнь стать возвышеннее от того, что она вышла за облака? Нет, мы несём с собой в космос то, что уже имеем у себя дома." Читала её вслух двум людям, помнится. И вообще люблю читать вслух, если произведение для этого подходит и слушатель не возражает.
Дальше - больше. Когда дошло до произведений С.Лема, то пути назад точно не стало. Это как прививка получилась, всякое фэнтези, детективы, дамские романы и Ко - просто казались несъедобными. Может, я от этого что-то и теряю, но не страдаю.
Потому что на полке каждая книга нравится и все из них перечитываются. Или пересматриваются, если книга по искусству.
Чего не хватает - есть у бабушки, например, 5 минут ходьбы. Есть ещё интернет, естественно. Кое-каких вещей в реальном виде у меня и нет...
Та старая книга 64 года теперь хранится у меня, и в данный момент даже с собой в рюкзаке, т.к. перечитываю "Непобедимого", пока еду с работы домой. Хороший язык, выпуклый мир, который не только имеет свою гамму, но и как будто бы тактильные ощущения.

Может сложиться впечатление, что я только и делаю, что глотаю книги, но это не так. В основном по 15-30 минут, при возможности. Редко когда дольше, но без книг всё-таки чего-то не хватало бы.
Из окружения мало кто читает. Только некоторые из родных и несколько знакомых, но трое из них даже кое-что пишут! Но это исключения. Многие просто не любят книги, есть те, кто просто не пробовали. Из статистики мамы по пациентам и клиентам - родители давно уже не читают детям, но не от нехватки времени, а оттого, что сами мало что знают. "Денискины рассказы" откровение - и для взрослых, и для детей, например, это так, навскидку если вспоминать.

А раньше как, в целом народ читал больше или было так же?
07.12.2012 в 08:02

Достойно жить, достойно умереть
Катя, голубушка, как мне близка ваша пытливость, обожание книг, жажда знаний и понимания, они действительно исчезают среди современного поколения. Другой человек просто не пришёл бы ко мне, А вы остановились и задумались, а теперь стали приоткрываться и рассказывать. Но вы же тоже не из прошлого, современная, и объясняете мне старую истину, что в общем-то люди не меняются, а лишь сильнее и слабее проявялют свои природные склонности, задатки, способности. Вот в этом отношении вы нетипичны, у вас ярко раскрывается та сторона личности, которая у других остаётся невостребованной и даже не осознаётся. Так вы ещё и рисуете, а я , кроме огурца, ничего не умею, начисто лишён этого дара. А Билибиным только на днях любовался, он тоже поразил меня в детстве проникновением в русскую старину и фантастику русской сказки, как он из элементов реального смело создаёт мир нереальный, воображаемый. Чтение у нас с вами совершенно разное, тут выступают предпочтения времени и воспитания. Оруэлл и Набоков мне известны, а Джойс и Бредбери абсолютно незнакомы и нет желания. Я вообще прошёл мимо популярной для 60-70 гг. литературы, хотя много слышал и знал, что читают, что в моде. Ваши кумиры оттуда, я Стругацких, например, прочитал только теперь, Лемма знаю по экранизациям. Вырос и продолжаю быть верным русской классике, особенно Толстой, Бунин, Шмелёв, Горький, Блок, Лесков, Пришвин, Паустовский... Конечно, много приходилось читать исторической литературы, и знаете, Катя, никаких сверхоткровений в современных авторах я не обнаружил - только форма, стиль, язык. Возьмите Достоевского, больше него о человеке во всех измерениях не открыл и не сказал никто, идут лишь вариации и комбинации. Тот же Хемингуэй, да он просто ребёнок по сравнению с классиками с его журнальным языком и плоскими героями, а ведь был свехпопулярен среди молодёжи. Нравится ваш характер, целеустремлённый и настойчивый: добьюсь своего, найду и сделаю, я сам такой был. Когда решил издать книгу, вначале нанимал верстальщиков, но быстро разочаровался: слишком непроизводительно и громоздко. Пришлось освоить компьютер, и два последних издания я набрал и сверстал сам, типография отпечатала с готового макета. Но у меня уже нет новых потребностей, мы с вами, Катя, на разных полюсах: вы в гору, а я под гору. Читали много, особенно толстые журналы, где печатались новинки. В конце 80-х вообще был читательский бум, я сам выписывал 5 литературных журналов, передавали из рук в руки, какое-то запойное чтение.Теперь даже не верится.Пишите в удобном для вас режиме, не принуждайте себя, я понимаю, как вы заняты. И не злоупоребляйте монитором, берегите глаза, милая Катя, у вас впереди долгая жизнь. А что вы делаете в больницах? У вас, я вижу, много разной работы. И тем не менее, чтение не утомляет, значит, опытный читатель. У меня под окнами новый дворец художественной гимнастики, и как раз сейчас, утром, открывается мемориал нашей чемпионки Горенковой, более 200 участников со всей России.
11.12.2012 в 00:43

Интеллект против прухи бессилен
Спасибо на добром слове! Монитор после работы действительно видеть не очень хочется, десятки их, клиентских, через нас проходит.

Толстые журналы - в том числе и "Современник"? Доводилось его видеть в старых запасах когда-то очень давно :)

Да, Достоевский из русских классиков был ближе всего, да так, наверное, и осталось - давно не обращалась к нему. В школе мы его даже не прошли, так что читала домашний запас и не весь (целиком успела только "Преступление и наказание"). Но использовать его в сочинениях запретили - "фу, это так банально и неинтересно, бери что-то другое, например, Улицкую!" - и это был отзыв учителя литературы. Она вообще странно подходила к тому, что проходить. Не помню, как среди года, но на выпускном экзамене я в итоге поступила не так, как сказали, в сочинении была классика, и результат был не самым худшим, а скорее наоборот, что удивило. А уже на следующий год, как я узнала, выпускные сочинения и вовсе отменили, мы были последними, кому нужно было их писать (2007 год) . Считается, что это пустое и сложное занятие и что всё надо сделать попроще. Тут уж не знаю... с одной стороны, мы не идеальны как ученики и как люди, в том числе и я. А с другой, упрощения не делают людей лучше. Вот например, Вы считаете, что мой характер нетипичный и настойчивый, но по правде сказать, недостаёт ещё многого, особенно в плане взаимодействия с людьми, нынешняя школа "оглушает" социальные навыки и требует полного переосмысления после её окончания. И это не только моя проблема, у других так же, просто степень разная. Сложно всё это и многослойно, в такие дебри можно зайти, особенно если рассматривать конкретные случаи и под лупой :)

Игорь, такой ещё вопрос - что из исторического Вы бы посоветовали для "твёрдой основы"? Чтобы связать познания в систему и не изучать однобоко, в этом смысле. От чего стоит отталкиваться и чего НЕ стоит читать в этой сфере?

В больницах у меня не работа и не необходимость, а так сказать, личное: супруг тяжело болен по части почек, и на момент, когда мы с ним познакомились, уже был на диализе несколько лет. Это два-три раза в неделю, из которых один, иногда два раза могла провести и встретить. Приходила раньше, вот "читалка" и пригождалась, как раз какие-то 15 минут. Тем более в Питере, где вообще ждала все 4 с лишним часа (пропускать процедуру нельзя даже будучи в другом городе). Сейчас всё не так мрачно, вот вчера, 9-го числа, было три месяца с удачной пересадки, и теперь тот период можно только вспоминать. Не то место, куда хотелось бы возвращаться раз за разом, слишком многим необратимо плохо.
Рисую давно, была художка, был иконописный класс, потом перерыв. Но в последние два с лишним года занятие возобновилось и всё больше "в цифре"; работы есть на rana-kenobi.deviant-art.com - но пока выложены только цифровые, а есть ещё обыкновенные и на бумаге, без них никуда.

А ещё поздравляю Вас с прошедшим днём рождения, оказывается, 7 декабря он был, а я только при чтении книги дату заметила.
11.12.2012 в 13:12

Интеллект против прухи бессилен
...адрес неправильно указала, вот верный: rana-kenobi.deviantart.com
12.12.2012 в 07:51

Достойно жить, достойно умереть
Катя, только что увидел ваши картины и скажу прямо: не ожидал. Думал, какая-то любительница, девочка, а встретил большого и поразительного художника. Я не специалист, я простой зритель, но ваши работы производят огромное впечатление, такое острое чувство цвета, такая открытость и взволнованность взгляда на мир, такое неподдельное чувство проникновения в природу. Вы видите землю как частицу космоса, вы заворожены её красотой и хрупкостью, её магическим обаянием. Мне дорог и близок ваш взгляд, я тоже восторженный поклонник земной красоты и неповторимости. Всё замечательно, особенно Родная планета с её нежными воздушными красками, Ядерная весна, подобная степному мареву, победительная и величавая Луна, насыщенная стихия Джунглей... Я понял, что эти картины выставлены в постоянной экспозиции или это ваша выставка? Ведь это живопись высокого достоинства, о вас писали? Заметили ли вас искусствоведы, ценители? Думаю, что да. Когда же вы упеваете создавать такие глубокие работы? Ведь у вас больной муж, и вы отдаёте много времени больницам. Сочувствую вам и восхищаюсь вашей любовью. Надеюсь, что самое трудное позади и муж пошёл на поправку. Выйти замуж за больного человека - поступок, продиктованный одним искренним чувством. Если не возражаете, Катя, пришлите мне фото вашей семьи, вы все очень интересные и необычные люди. Да, со словесником вам не повезло, говорить ученикам такие плоские и безграмотные вещи... Ваши картины - ваши сочинения, вы отлично сдали школьный экзамен на зрелость и преподали урок вашим незадачливым учителям. За поздравление спасибо, вы внимательный читатель, Катя, но затрудняюсь, что посоветовать по истории. Вы ведь хотите о русской? Или всемирной, европейской? По последней вышла в 90-е годы серия томов "История Европы", авторитетное и обстоятельное издание. А по русской лучше прочитать курс лекций Ключевского, чтение увлекательное и серьёзное, ещё есть жизнеописания Костомарова, учебник русской истории Платонова до нач. 20 века.Это всё популярные работы, написанные историками. А избегайте всяких сенсаций и журнальных публикаций, там подвизаются идеологические дилетанты, совершенно не знакомые с историей вопроса, и материал подаётся в заранее облюбованном освещении. Я представляю, как вы ездили в Питер, какая вы отчаянная. Здоровья вам и выносливости в ваших трудах и заботах.
17.12.2012 в 02:28

Интеллект против прухи бессилен
Спасибо за наводку на книги! Да, я имела в виду и русскую историю, и всемирную - они равно интересны. Буду пробовать подбирать материал, думаю, что в Сети всё реально будет найти, а там уж как пойдёт. Если что - обращусь к Вам за информацией, или если буду сомневаться в том, что написано.

Игорь, а Вы давно перестали преподавать непосредственно в школе? И правда ли, что за десятилетия ученики необратимо изменились и работать становится совсем нереально? Есть ли разница между муниципальными и частными школами? Если этот момент и есть в Вашей книге, то до него пока что не дошла.

Вообще сейчас такое в образовании творится, что даже и не знаю, как в будущем детей на учёбу отправлять и не придётся ли искать альтернативу. Тоже глобальный такой вопрос, пока вроде как не касается, но кто знает, ведь может когда-то и коснуться.

-------

По рисункам и прочему, длинно вышло.

Нет, Игорь, пока никто обо мне не писал :) Как на том сайте, так и в дневнике, немногие вообще как-то отмечали появление работ. А тут к ним впервые появился развёрнутый и продуманный комментарий, причём обо всех сразу. Мне кажется, что это возможно только как результат живого отклика. Спасибо за то, что не жаль на это времени и душевных сил!
Вот несколько дней хожу и понимаю, что Вы дали мне возможность пересмотреть своё отношение к этому занятию. Как ни странно, но Ваше мнение - первое в таком ключе, то есть как зрителя.
Но сложно что-либо ответить, потому что всё на контрасте: для меня все эти существа, звери, и города, и природа - очень важны, однако с поголовным молчанием трудно воспринимать свои рисунки серьёзно: даже из домашних мало кого так уж волнует это творчество - просто одобряют, и то хорошо. Есть же те, у кого близкие вообще не понимают таких увлечений. Со временем решила, что наверное, мои почеркушки слишком личные и непонятные, если смотреть со стороны. Или уровень не тот. Или ещё что-то. Тем более что занимаюсь нерегулярно, вот с мая не могу ничего закончить; на бумаге, правда, кое-что есть, и сейчас стараюсь каждый день хоть руку тренировать. Может быть, успех только у тех, кто тратит на это много времени. Не могла прийти к однозначному ответу, в общем. Да и до какого-то момента не шибко пыталась, если честно.

Но этой осенью решила, что всё нужно хотя бы собрать в одном месте, и выбрала для этого как раз deviantart.com - там все удобства для выкладывания работ, много рисующих и фотографирующих людей им пользуются и довольны: легко добавить своё, легко посмотреть, что делают другие. Можно сделать подборку из работ других, то есть, "избранное", как и в браузере.
И выложила то, что было закончено, так оно там и останется, пока не решу удалить, например. Моральное облегчение от этого было - приятнее иметь всё собранным, а не раскиданным по записям:) Легче поделиться с кем-то, сразу дав ссылку на всю галерею.
А что делать дальше - пока не знаю. Нужно ли это? Чувствую, что нужно. Зачем? Не понимаю. Как? Ещё менее понятно, я не торговец и картинки - не товар, вот только недавно об этом писала у себя, что не могу так подойти к вопросу. Так что пока неопределённость: нельзя сказать, что хотелось бы какой-то известности, но и рисовать "в стол" почему-то грустно. Ну, могу по просьбе что-то сделать, как красноухую черепаху. Могу расписать и подарить кружку. Могу нарисовать что-то в подарок, такие тоже есть. Дощечку разрисовать и выжечь тоже, ну и прочие мелочи для близких и знакомых. За деньги уходило очень мало и случайно.

В итоге в настоящий момент, получается, просто не могу понять, что же со всем этим делать и возможно ли "выйти из сумрака". Пока просто пытаюсь регулярно что-то делать, пусть и понемногу. Времени действительно не хватает, использую в основном утра - с 5 до 7 часов, в идеале. Или выходные - вот впереди католическое/лютеранское Рождество, а затем и Новый год - будут свободные дни, можно ими воспользоваться.

А мужу и правда лучше по мере заживления, и мне как-то тоже - не могу мыслить себя отдельно почему-то. Долго шли к этому, и получилось, теперь жизнь будет почти как полноценная. Вообще современная трансплантология даже для простых смертных похожа на чудо, в ней 21-ый век всё-таки наступил.

А фото отправить не сложно, только, с Вашего позволения, через "U-mail" - уже переслала :)

17.12.2012 в 08:28

Достойно жить, достойно умереть
Катя. только что случайно нажал другую клавишу, и моё предыдущее письмо ушло. Хорошо, если к вам, а если потерялось, то жаль. Получили ли вы его в Дневнике? А я продолжаю прерванное. Нет, ни в коем случае не бросайте и не сомневайтесь, это ваша судьба, ваш Божий дар. Это не детское малевание, баловство, которым многие занимаются всю жизнь, это настоящее искусство, уверен, что художники вас поддержат. Ещё раз просмотрел ваши работы, их можно созерцать бесконечно, эти тонкие оттенки, контрасты, эти чувства и мысли в красках - совсем не пустяки, рука мастера. Вы уже сложились, конечно. будете расти, набирать уверенность, углубляться, но ваш почерк уже ясен, лицо определилось. Всё у вас есть для того, чтобы профессионально отдаться любимому делу, и не пренебрегайте. Вы хорошо понимаете, что нужно посвятить всю жизнь. Хватит ли у вас силы и веры в свою звезду? А она должна быть. Вы ставите чисто живописные задачи и разрешаетет их с блеском. У вас есть и размах, и масштаб, и мысли и мастерство. Великолепны Дали (Расстояния). 1000 миров, ваши Стихии, Сказка, Сон... Поразительно, что декративность многих работ заключает в себе смысл, они содержательны, без узости и ограниченности чисто цветовых решений. Не понимаю, как могут легкомысленно смотреть на ваше творчество родные и близкие, тут снисходительность неуместна. Просто нравиться могут и детские каракули, а вы уже давно вышли из этого состояния, вы - крупный художник. Размещайте в Интернете, но здесь трудно дождаться признания. Может быть, и на улицы следует выйти, обратиться в родную школу и устроить вернисаж, одним словом, использовать любую площадку для демонстрации. Показывали ли свои работы мастерам, учителям? Что они говорят? Катя, ваше дело не компьютеры и не бюро ремонта, если только для подработки, ваше дело -краски, композиция, дизайн. Это уже не увлечение, а ваша суть, субстанция, и вы должны, обязаны явить её обществу. У вас будет полноценная и наполненая жизнь, да вы уже живёте такой, и муж пошёл на поправку, он должен вас поддержать, как вы его. Только не запирайтесь в своих стремлениях и замыслах, верьте и работайте, у вас сейчас наступил важный рубеж выбора на всю жизнь.
23.12.2012 в 01:52

Интеллект против прухи бессилен
(С письмом всё в порядке - оно пришло правильно!)

Вы правы, Игорь, прятаться по крайней мере уже не хочется :) Спасибо за Вашу уверенность - она больше моей, в общем-то.
Бросать не буду, это уж точно. И изменений всё-таки хочется. Сами они, естественно, не придут, придётся их вносить постепенно и поэтапно. Не совсем представляю, как, и буду пробовать как сумею.
Естественно, если удастся сложить всё так, что рисование будет основным, или если хотя бы будет равным чему-то ещё - это будет совсем хорошо. То, что нужно.
А пока что избавляться от "громоздкой" по времени работы нежелательно: значительная доля расходов на мне. Конечно, есть кому "подстелить соломки", но пользоваться этим долго тоже не стоит. Сейчас те самые длинные выходные, проясняется ситуация в семье, и голова тоже прояснится. Смогу подумать, что вообще можно сделать, от мелочей до большого. Среди недели с сосредоточением плохо, всё обрывочное и как будто постоянно тупик.
Пока буду продолжать выкладывать то, что есть, и делать что-то новое. А также продвигаться в остальном, что долго было отодвинуто на задний план.

Касаемо преподавателей, которые со мной когда-либо занимались и что-то видели - они все были из разных "вселенных", так скажем. Долгая предыстория, но что делать, долго шла к этим своим работам, они поздно начались. Можно разбить на несколько частей:
часть 1

часть 2

Это всё дало много - ведь была и история искусства, и гравюрой занимались, и живописью, и на летнюю практику ездили - природу рисовали. Но потом получился перерыв в пару лет. Личных, законченных работ всё ещё не было. То есть, рисовала много лет только по заданию, на своё ни сил, ни желания не было. Не оценивала, что и как могу, что правильно, а что нет. Просто - да, есть какой-то навык, достаточно развитый, в меру полезный в быту (розовые обои с чёрными занавесками сочетать уже не получится, например :) )
Попытки что-то начать были, но оставляла - "тупого" рисования не хотелось, было мало, что ли. Мало по ширине, потому что никаких фундаментальных основ не давалось. Мало исторического взгляда, что ли. То есть, кто когда жил и что написал - выучили, а всего пути - зачем всё это вообще делалось, и при чём тут вообще мы - нет.
А может, не хотелось верить, что всё, к чему мы пришли - это кляксы и линии.
Всё будет потом, и к этому привели два события, можно всё это в одну часть объединить, наверное.

часть 3

И вот да, наш иконописец - это единственный преподаватель, который потом при личной встрече (мы забирали свои вещи и рисунки и приводили класс в порядок) всё-таки увидел цифровые работы и сказал примерно так - "Так вот он, твой материал, а я всё понять не мог - чем у тебя лучше всего получается, что было бы совсем твоё? Вроде и тушью, и темперой, и акварелью работали, а свобода и созидание пока что больше всего проявились вот здесь", и тоже сказал продолжать, в любой доступной мере.

Да, это действительно свобода. Боюсь её нарушить.

------------

Почти дочитала Вашу книгу. Очень честно и познавательно написано! И сколько может поместиться в жизнь одного человека, если столько отдавать другим и пройти свой путь вдумываясь, осмысливая людей, события и времена. На этом фоне не так и динамичны новые поколения, мы больше связаны несмотря ни на что - и меньше социальных связей и реального движения. Больше вещей, но меньше времени друг на друга и на то, чтобы лишний раз выйти из дома или наоборот, прийти домой. Не то чтобы вещи человеку совсем не нужны. Но за ними иногда ничего не видно.
23.12.2012 в 16:14

Достойно жить, достойно умереть
Катя, дорогая, читал ваш рассказ как исповедь молодого художника: вдумчиво, осознанно, последовательно и поучительно. Прекрасно, что вы сознательно подходите и к жизни, и к творчеству, точно ставите задачи, понимаете, чего следует добиваться, а что вам абсолютно чуждо. В первоначальном периоде вам не дали системного и цельного образования, какая-то хаотичность и непродуманность, а главное, на мой взгдяд, вам не повезло с педагогом - зорким и заинтересованным. Вы сами внутренним чутьём прозрели свою природу: не абстракция и модерн, а предметность, реализм, живая и волнующая натура. Это сразу бросается в ваших работах, вы сами вышли на свой органический путь. И это ваша первая большая и определяющая победа, не тратили время в бесплодных поисках и экспериментах, а стали воспроизводить то, что нравилось и любили. Художка , к сожалению, не дала вам веры в талант и просто проморгала вас, какие-то формалисты, а не педагоги. И в ваших штудиях основой стала иконопись, вы верно оценили её значение. Вспомни\те, что все великие прошли через иконопись, а для многих она стала животворным источником: Нестеров, Васнецов, Корин. Вот поэтому ваша живопись сразу явилась такой зрелой и самостоятельной, как можно было не видеть этого? И славно, что вы понимаете: в искусстве не может быть конкуренции, если есть дар - неподдельный и основательный. А у вас такой, и своебразие, и понимание, и техника. Только бы не остановиться, не повторяться (даже Саврасов повторялся), набирать силу и мастерство. Катя, жаль, что рядом с вами нет близкого и внимательного профессионала, чтобы поправил, подсказал, нацелил. Признаюсь, что обратился к Острицкому ( посмотрите его вещи), но он слишком мэтр, не снизошёл, это не каждому дано - отзывчивость. Вам пока не хватает времени, но всё свободное - живописи и ищите площадку для обозрения, а если встречается опытный коллега- не стесняйтесь, показывайте и слушайте. Есть ли у вас Союз художников, ведь вы профессионал по образованию и можете смело претендовать на членство. В Омске существует своя художественная школа, много мастеров, постоянно проходят выставки. РаД, что книга моя была для вас полезной, хотя не следовало читать её целиком. Я бы только хотел, чтобы вы посмотрели зарисовки природы, словом я пытался описать и выразить то, что вы своей кисть. Ведь вы - пейзажист по преимуществу, и ваши картины совмещают реализм с романтикой воспрития, какой-то волшебный налёт лежит на ваших видах. Это преображённая природа - вами, вашим восприятием, так мне кажется. Ваша Родная планета вообще характерна для вас, я думаю, как визитная карточка. Что сделал бы менее спсобный и умный художник? Представил бы Землю в ослепительном наряде, самыми богатыми красками и изобилием. А вы выразили притягательность Дома скупым и пустынным пейзажем с горсткой живых цветов. ЗДесь ренализм вырастает до символизма, сохраняя теплоту и волнующее очарование жизни. Вообще повсюду наблюдается строгость, экономия выразительных средств, нет этой перегруженности, которой грешат молодые. Показано всё самое необходимое и нужное, чтобы оставить цельное впечатление. Восхищён и вашим колоритом, достаточно сильным и гармоничным, полной гаммой цветовых оттенков. Пейзаж без них немыслим, если вспомнить переходы освещения. Нет, Катя, вы про себя знаете самое главное и несомненное, колебания неуместны, ваша настоящая жизнь в искусстве. А что с мужем, он опять в Питере? Тут, помимо медицины, исцелит любовь, вы такая замечательная пара, и уважаете друг друга, не только любите. Хочется верить, что судьбв вас пощадит для огромного будущего, если сами не сложите крылья
27.12.2012 в 02:36

Интеллект против прухи бессилен
В Питер мы ездили просто так, только там тоже надо было заранее договариваться с какой-нибудь из больниц о предоставлении диализного места в определённое время, оплачивать его и так далее. То есть, если нужно было куда-то ехать более, чем на 3 дня - уже приходилось решать этот вопрос. А так живём и постоянно находимся здесь, в Таллине. Тут и лежит, видимся каждый день. Но про выписку пока особо не говорят. Думаю, есть шанс вернуться домой к Новому году.

"Всё свободное - живописи" - это Вы хорошо написали, Игорь, чёткий принцип получился :) Так и вышло на этих выходных, продолжала то, что есть. В ближайший месяц снова можно будет кое-что выкладывать. Чем дальше, тем больше вспоминается. И Острицкого посмотрела, спасибо! У него есть, что почерпнуть - серьёзные работы, даже строгие, в случае с пейзажами. Много цвета, но нет лишнего, этого непросто добиться. Портреты тоже очень хороши, где-то даже до педантизма.
Вы с ним знакомы лично?

Про союзы пока что точно не знаю, но нужно будет со временем найти людей. Никаких бумаг у меня нет, только реальная подготовка, хотя бы и такая, как я написала. Но главное ведь то, что делается, а то и с дипломами можно оставаться на одном и том же месте.
Постараюсь сделать, что возможно, и для этого надо попытаться изменить жизнь, саму по себе. Так же, как Вам удалось своим развёрнутым отзывом и вопросами навести меня на нужные мысли, на более серьёзное отношение к тому, что делаю. Даже на этой ступеньке почему-то кажется, что так, как раньше, уже не будет. Всё-таки учитель есть учитель, умение указать на пробел тут важно. Если ученик его видит, то есть шанс, что усвоит что-то.

Про иконопись всё верно, картины всех перечисленных всегда нравились, пересматриваю время от времени :) Мне такой шанс выдался почти случайно, пусть мало и медленно, но было настолько по-другому, что кому рассказываю - слушают и признаются, что ничего об этом не знали и не подозревали. Помню, о нашем классе немножко писали в газете, просто о том, что да, такое в Таллине пока ещё есть - и поместили туда вот эти две фотографии:
2 кадра

Думаю, этот опыт никуда не денется, как минимум.

В Вашей книге мне, как оказалось, близка не одна и не две мысли. Ещё не уложила в голове до конца, а если говорить о тех главах, что о природе, то ближе всего вот что - "Неужели наступят такие времена, когда свернуть будет некуда? " Мы действительно теряем свой Дом, и оттого хочется успеть всё разглядеть, и каждый последующий год одни и те же цветы и кусты радуют не меньше, чем в предыдущие годы. Может, так и останется когда-нибудь голая земля и трава, которую ничем нельзя заменить.
28.12.2012 в 10:08

Достойно жить, достойно умереть
Катя, писал, писал и потерял весь текст, так обидно. А писал, что у вас удивительное воображение, ведь вы ничего не видели наяву: ни океанов с черепахами, ни джунглей, ни гор, ни геологических ландшафтов, а сумели так убедительно и покоряюще представить их на холсте, что веришь безусловно: да, такие они и есть. Та же зимняя ночь с ущербной луной - такая холодная и безжизненная синева снежного пространства, аж дрожь пробирает. А вы, конечно, не знаетет наших 35-градусных морозов, но всякий их почувствует, глядя на вашу картинку. Есть пейзажи реальные, есть лирические, есть фантастические... А ваши вобрали всё, они своеобразны, как зримая мечта и просто завораживают, одни оттенки синего могут свести с ума. Вот это и есть живое письмо, ваш опыт в каждом образе и детали, вы не потеряли ни дня в учёбе - свойство подлинного таланта. Ищите выхода на публику, иначе ваш интерес будет гаснуть. Ведь искусству нужны сопереживание и отражение в человеке. Да ваши преподаватели могут вам помочь, особенно ваш Соколов, ведь они сами где-нибудь выставляются и знают других коллег. Острицкий 3 года назад зашёл в мой блог, я ответил и завязалась короткая переписка. Он мастер, т.е. творит осознанно-вдохновенно, расчёт сочетается с импровизацией. Вы это почувствовали. Всегда нужно чётко представлять, чего хочешь добиться, нельзя доверяться безоглядно чувству. Катя, а в Италии вы не были? Моя старая знакомая из Ростова прочитала мои итальянские страницы и поехала по моему маршруту. Вам обязательно нужно побывать в этой дивной стране, там воздух пропитан искусством и вся обстановка художественно-совершенна. Как зовут вашего мужа? Надеюсь, что новый год вы встретите вместе. Видите, ваша подруга занималась и бросила, и таких много, для них искусство - одно из многих увлечений на досуге. Помните, что вы родились художником, это ваше предназначение на земле и ваша жизнь без художества немыслима.
03.01.2013 в 11:52

Интеллект против прухи бессилен
Год начался, и времени как будто стало меньше, что-то никак не взять всё под контроль. Про рисование не забывала даже 31-го, но до писем дойти получилось только сейчас. К счастью, праздник прошёл дома, встречали мы его вместе, была даже компания, и это было чудесно. Вообще каждый день/неделя без больницы - в своём роде праздник! А мужа Сергеем зовут.
Пока что настрой на год оптимистичный, и надеюсь, что в жизни будут изменения в лучшую сторону - в любую от нынешней точки. Зациклиться на одном и том же занятии было нужно, но временно, а я по инерции сделала "минимальный" образ жизни постоянным и почти ничего не замечала. Хорошо ещё, что нашлось кому указать на это, за что Вас и благодарю!

В Италии пока что, к сожалению, не была, и самой южной точкой из посещённых была, пожалуй, Одесса. Дивный город, даже мельком. На юге всё другое, этот контраст запоминается насовсем, и хочется увидеть больше, может, отсюда и "прыжки" в палеозой и тропики. С севером почти так же - была один раз за Полярным кругом с родителями, ещё и зимой - это тоже забыть нельзя, хотя казалось бы - просто самый север Финляндии, которая совсем близко. Но даже ёлки другие, и мороз крепче нашего, и цвета все на синий завязаны как раз. Мы потом фотографии смотрели и удивлялись - как так? Нам казалось, что было светло, но на самом деле солнце к полудню еле-еле выползало из-за горизонта, и только край неба становился цветным и светлым. И воздух как будто стерильный. Но со слов отца - на континенте (в т.ч. в Омске) всё-таки тоже по-другому.
В любом случае, у нас здесь всё как бы усреднённое, и иногда говорят - "осень плавно переходит в весну" (и наоборот). Со временем начинает казаться, что больше ничего не существует, что нормально быть серым и незаметным, потому что вокруг всё такое же. А воображение тоже должно чем-то питаться. Поэтому новые впечатления после этой усреднённости хорошо помогают что-то осмысливать и создавать, и, пожалуй, да - надо выбраться куда-нибудь снова. Хоть бы и в Италию :) Язык немножко понимаю, если подтянуть - будет ещё проще.
А где можно прочитать Ваши итальянские страницы? И в каких ещё странах у Вас получилось побывать? Можно было бы взять на заметку.
03.01.2013 в 13:01

Достойно жить, достойно умереть
Катя, А ведь я забыл пожелать вам самого главного: пусть у вас будут свои почитатели и поклонники, пусть придёт широкое признание и осуществится ваш выход в мир! Это как воздух, ваши картины должны стать необходимыми и полезными людям, нести им наслаждение, раздумье и мысли. А Серёжа пусть гордится такой талантливой женой и первым открывает ваши произведения! Семейный духовный союз просто необходим художнику как вдохновляющая среда, тогда и творится легко и радостно. Я ещё хочу отметить эпичность ваших пейзажей, их размах и широту, что-то рериховское - вы любите его? У вас тяга к всеохватности, к воле, которая свойственна только природе, а не людям. Поэтому ваши картины западают в сознание и будоражат городского человека, напоминая ему первоначало. С английским в Италии полный порядок, все понимают и охотно вступают в беседу, у вас не будет трудностей. То, что взволновало меня, описано в книге, возможно, вы пропустили. Был ещё в Греции и тоже оставил заметки там же. Ваша поездка с мужем обойдётся не дорого, не то что мне, из Сибири с пересадкой. Обязательно побывайте. В Одессе тоже был проездом в Молдавию, я её больше знаю по литературе: Бабель, Паустовский. Посылаю привет вашим родителям и Серёже
07.01.2013 в 18:29

Интеллект против прухи бессилен
Огромное спасибо Вам, Игорь! (в том числе и за привет) Буду стараться, и, оказывается, правда то, что если изменить своё собственное отношение к чему-то, то другие это тоже замечают. Во-первых, на Новый год дарили много связанного с рисованием, крупного и мелкого. Придётся блокноты для набросков использовать, как ни странно, для набросков. Жду весны: с приходом тепла проще всем этим заниматься. А во-вторых, больше интереса у своих стало. Как-то и посмотреть лишний раз что-то хотят, и понимания чуть больше. А насчёт союза не знаю, но содействие какое-то есть - мужу достаётся самая первая часть, когда я всё переделываю по десять раз, придумываю, заканчиваю когда-то не законченное, и тому подобное. Спрашиваю мнение, если не уверена в чём-то. Чтобы участвовал и не думал, что мешает :) Чем дальше, тем интереснее так общаться, эта сторона моей жизни была упущена, а тут выходит на первый план и влияет на обоих. Как - пока не понимаю.

Да, в книге Вашей уже читала об Италии, просто думала, что есть ещё что-то :) Кстати, Вы не считаете, что в школьном образовании нужно больше уделять иностранным языкам, или же изучать древние языки?
В общем, перечитаю подробнее, с прицелом на то, что когда-то нужно будет взять и съездить. Всё-таки мир нужно только собственными глазами видеть и ощущать. Хотя и есть те, кто считает, что в книгах всего достаточно, но в это не верится.
Потому что вот, например, горы - сейчас я застряла над одной своей картинкой именно с горами, трудно продвигаться вперёд, потому что видела их один раз в жизни и недостаточно хорошо понимаю, что в них к чему. Личный опыт больше, чем какой-то ещё. Хорошо, что Вы напомнили про Рериха - пересмотрела его картины и поняла, что именно таких гор и не хватает. Всегда очень нравилось его творчество, оно уводит куда-то совсем далеко и не просто отображает то, что есть на самом деле, но вытаскивает разум зрителя из замкнутого пространства на простор и к чему-то неизвестному. Но не к пугающему и кошмарному, как в современном искусстве. И цветовые куски такие уверенные и правильные. До них не так просто дорасти, как кажется.

Можно будет Вам что-нибудь прислать? (тогда, когда это "что-нибудь" получится)

А ещё - с Рождеством! Светлый праздник тёмной зимой.
09.01.2013 в 06:59

Достойно жить, достойно умереть
Катя, дорогая, как я рад, что новый год принёс вам маленькие позитивные перемены и ваше самочувствие обрело оптимистическую направленность, в чём-то вы ошутили себя уверенней и сильней. Конечно, последнее слово в работе останется за вами, но иногда обыкновенный зритель замечает кое-что быстрей и правильней, чем сам художник и оказывается полезным мастеру. Вот однажды маленькая девочка, дочь художника Дубовскогоо, подошла к огромной картине отца "Родина" и спросила: "А почему здесь нету птичек?" И он немедлено пририсовал птиц над полями: их-то и не хватало для оживления полотна. Самое главное, чтобы рядом с вами не было равнодушных и безучастных, это так важно для поощрения и неослабевающего стимула, пусть даже судят на обывательском уровне. В конце концов, всё искусство потребляется обыкновенными людьми, и если они принимают, тянутся, то это и есть награда художнику как самый высший экзамен. Знатоков и ценителей всегда меньшинство, и не они делают погоду. У ваших картин есть всё, чтобы завоевать сердца простых людей, это признак высокой классики, без пошлости и подделки, вы не насилуете себя, а пишете так, как понимаете и видите, как умеете, и получается превосходно, волнует и приковывает внимание. Устанавливайте скорее контакты с коллегами, участвуйте в любых выставках и прочих вернисажах, где есть публика. Может быть, сходить вам в ваш техникум и договориться о выставке, Катя? Как бывшему выпускнику, они будут вам рады, и мероприятие интересное для учебного заведения. Одним словом, действуйте не торопясь, но и без сомнений и остановок. Рериха вы почувствовали и поняли как художник, ведь он был ещё и глубоким философом и смотрел на горы как зримое выражение умозрительных образов, через горы он разговаривал со всем человечеством. Это напоминание: как следует жить, к чему стремиться. Но всё время в горах трудно, и тянет в луга, рощи, речные заводи Левитана, Шишкина, Васильева, Юона без них тоже нельзя жить. И у Вас, Катя, есть то и другое, вы удивительно гармоничный человек. Что касается языков, на мой взгляд, сейчас дело поставлено неплохо, изучают с начальной школы, есть прямая заинтересованность, и молодёжь языками владеет сносно, не то, что в наше время, когда стимул отсутствовал. Вы вот 5 языков одолели, я восхищаюсь! А спрашивать не стоило, Катя, насчёт "присылки", любой вашей работе я буду рад безмерно. Размещайтесь на Привете, там и переписываться легко, и посещаемость выше, у вас сразу появятся друзья. Будьте здоровы, жизнерадостны, уверенны и удачливы!

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail