Достойно жить, достойно умереть
Мои читатели уже оценили своеобразие Розанова: он пишет так, как говорит, по-житейски, вне литературной гладкости. Его разговорная интонация сразу располагает и вызывает обострённый интерес: а что дальше? а почему он так думает? Розанов - не бог, он мастер в домашнем халате, и самые глубокие неожиданные вещи излагает как бы за чайным столом, по-свойски и без претензий. Но бойтесь этой обманчивой простоты и доступности, она требует усиленной умственной работы и умения за самыми непритязательными словами видеть мыслительную глубину.
Перехожу к той части наследия, в которой Розанов действительно сказал новое слово и получил мировое признание. Я имею в виду его философию пола - фундаментальной основы человеческой психики и поведения. Розанов первым стал публично писать и рассуждать о том, что до него стыдливо прятали и замалчивали. О самой интимной, сокровенной стороне личности - её сексуальных переживаниях и влечениях. Он создал именно философию пола, а не физиологию: физиологическое содержание половой жизни во времена Розанова уже получило достаточно широкое отражение в специальной литературе и стало предметом исследования первых сексологов. Но объяснить, что такое пол, в чём его специфика и значение в человеческом бытии, каковы его проявления и оттенки - это выпало на долю нашего мыслителя. Розанов был, по-видимому, чрезвычайно сексуальной личностью. Не в смысле половой распущенности и чувственности. Нет, ему просто было дано тонко ощущать и понимать сексуальную природу человека, проникать в неё всем своим существом, а не только сознанием. О сущности пола, его нормах и отклонениях он размышляет всю жизнь и делится с читателями массой удивительных соображений, наблюдений и объяснений. Тут Розанов оказался первопроходцем и до сих пор непревзойдённым аналитиком. При этом его "сексуальные" тексты на редкость выразительны и художественны. Профессиональным исследователям до них так же далеко, как любой прозе - до Библии. Судите сами.
"Известно, - муж ближе женщине, чем отец и мать (т.к. засевает). С мужем у неё "одна душа", а от родителей - "особая", "своя". Ибо есть момент, когда муж и жена - одно существо, одно дыхание, одно желание, один огонь, одна страсть. Но тогда "душа" и есть в "половых органах". Теорема доказана. Чудо, что я открыл в половых органах".Какая смелость, проницательность и - правда! Ведь на самом деле половые органы воспринимаются нами как отдельные живые существа. Мы смотрим на них как на второе "Я" и наделяем душой. А вот утверждение, близкое к истине, но не сама истина: "Ухаживают за красивыми. Женятся на некрасивых. Общая тенденция красивого - к бесплодию. Эстетика не рождает. Поэтому "к тому" (т.е. к совокуплению. И.К.) - красивейшие женщины и не влекут". Возможно, что красота есть компенсация за неспособность рожать, и в жизни так случается часто. Но это не правило.
Современность поражена гомосексуализмом, который известен с библейских времён как "содомский грех".Был грех - стал признанным отклонением и больше не преследуется законом, хотя общественное мнение неоднозначно. А Розанов один из первых понял, что гомосексуализм не всегда является извращением, ибо он заложен в самой структуре человека, идёт из его глубинных позывов: "Содом совершенно понятен: это влечение человека к той части в другом, которая идёт в мужчине от его матери, а в женщине от её отца, т.е. влечение в мужчине к его женственности, а в женщине к её мужественности". Современная наука подтверждает это прозрение.
Во взглядах на пол, половую жизнь Розанов произвёл революцию. Он прямо заявил, что в человеке пол - самое важное, а всё остальное существует лишь рядом и вслед за полом: психика, политика, религия, бизнес, профессия... - и сотрясаются его отзвуками. "Всё дело - в том, чтобы ниже пояса "всё было на своём месте ". ...оно приводит всё в движение и волнует целую жизнь, целое море, океан людей. По существу, "все только сие и любят, к сему влекутся, ибо если "сего " нет - то вообще ничего нет. Непостижимо. Это - открытие Розанова. Ибо кто написал это?" Внимательное изучение древней письменности и религии позволило Розанову сделать важный вывод. "Гораздо раньше, чем в Европе, в Египте, во-1-х, и иудеями, во-2-х, - значение половых органов было открыто. Европа бредёт в потёмках... Что же особенного, что родят: это - физиология, как отправление кишечника. Египет и Иудея открыли, что с этого начинается другой мир. Они открыли настоящий родник религии. Родник людей и богов. Пол - начало вечности".
Сказано великолепно: из пола пошла религия - вера в бессмертие, потому что через половые отношения человек сохраняет себя как вид и нацелен в будущее. Известно, что половое чувство пробуждается с любовью, неодолимым влечением к противоположному полу. Загадка любви тысячи лет волнует человечество, великих поэтов, музыкантов, художников. И Розанов считает любовь чудом, хотя прекрасно понимает её природу: "Пол - магическая точка. Всякое влюбление есть "ведовство", есть и "волшебство", "магическое очарование". "Я заворожён", "я обнят его (её) лицом". Невольность, неодолимость любви. "Не могу справиться с собой"...Совокупление - вполне магический акт. Та "магия", без которой всему миру скучно".
Подлинная любовь немыслима без полового проникновения, соединения, соучастия. Поэтому для Розанова половой акт - не механическая или физиологическая потребность, а высшее проявление жизни. "Прикосновение к половым органам образует родство. Прикосновение - прямое родство. Весь мир любит. Потому что весь мир хочет рождать". Думаем ли мы об этом священном значении акта, когда торопимся овладеть партнёром? Разумеется, нет. Для многих в этом случае важно не родство, а минутное наслаждение. Розанов создаёт восторженный гимн сексуальной жизни человека, его можно смело назвать предтечей сексуальной революции, накрывшей мир во второй пол. 20 века. Он реабилитирует то, что веками считалось низменным, постыдным и вынужденным занятием мужчин и женщин. "Пафос мой был: совокупление - свободно, совокупляюсь с кем хочу, совокупляется всякий с кем хочет, дочери да совокупляются, невзирая на родителей (волю их)". Писатель отвергает обывательский взгляд на внебрачные связи как на блуд, недопустимый грех. Всё, что связано с половым актом, для него естественно и законно. "Но вот что стало мелькать и чего я ужасаюсь и что возвращает нас к Домострою Тут не важно, что ты "дала", а что ты "получила". Ты-то чиста, душа твоя свята: да брюхо у тебя нечистое, ибо несёт не святыню, а помои. "Не выбери гнили". Подобные предрассудки до сих пор засоряют сознание и приносят немалые страдания тем, кто "оступился". Оступайтесь, но не теряйте разум! Об этом и предупреждает великий сердцевед. Пусть ваш ребёнок будет здоров и счастлив.

@темы: секс