Достойно жить, достойно умереть
Сколько родных языков у русского? Странный вопрос, конечно один. Вот и ошиблись, два: разговорный нормативный, литературный и ещё срамной, ненормативный, и этот второй язык из придатка и подсобного на наших глазах превратился в главный, подмял основной язык, "великий и могучий". "На просторах родины чудесной" царит и правит безраздельно липкий и жирный русский мат. Лаялись у нас во все времена широко, охотно и щедро, об этом достаточно старинных свидетельств. Дьяк Иван Тимофеев, свидетель Смуты начала 17 века, считал, что тяжкие испытания, гнев Божий посланы русским людям за "произношение матерных, скверных слов, ибо ими мы оскверняем сами себя и матерей своих. И Матерь Божия, заступница наша, отвращает от нас лицо своё и пребывает к нашим молитвам глуха". Он прав, этот умный наблюдательный современник. Но то, что творится сейчас, превосходит все мыслимые и немыслимые границы. Скверна несётся из начальственных кабинетов и подъездов, со стадионов и улиц, из школ и вузов, санаториев и рынков - отовсюду, где есть хоть один человек. Изрыгают хулу министры и артисты, дворники и шофера, продавцы и менеджеры, студенты и школьники, молодёжь и старики. В песочнице детсада 3-летний карапуз посылает на ... неосторожного товарища, второклассник взахлёб рассказывает какую-то историю и живописует, как герой "отп..." своего врага. Девчонки постарше курят в компании одноклассников и небрежно перебрасываются "модными" словечками. Словом, плотная завеса мата накрыла русскую землю и до неузнаваемости исказила лица соотечественников: не разберёшь, где мужчина, а где женщина, где ребёнок, а где взрослый. Язык-то общий, поганый, уравнивающий, и этот разухабистый язык полностью вытеснил обыкновенную человеческую речь - живую, разнообразную, богатую, со множеством смыслов и оттенков. Ту самую меткую речь, которой всегда гордилась и славилась русская земля - вспомните классику, наши замечательные памятники словесности. Каждое сословие изъяснялось на своём языке, и по слову можно было определить происхождение говорящего. Где этот многовековой разговорный язык? Население изгнало его в запасники подвалов и перешло на пару десятков сверхкрепких словечек. Ими пользовались лишь в крайних случаях, в чрезвычайных обстоятельствах и бедственных положениях. Вся жизнь стала бедой, и устоявшийся законный язык оказался ненужным, пустили в ход его заменитель, суррогат.
Если в былые времена мат был малой частью разговорного языка, то теперь он сделал частью нормальный язык, утвердился в массовой литературе и видеоискусстве, стал основным средством общения. Положение аховое, такое наблюдалось разве что во времена войн и других социальных катастроф. Картина особенно тяжёлая потому, что не осталось ни одной ниши, ни одной группы, где мат был бы под запретом - раньше такие были. Гнушалась матом аристократия, интеллигенция, культурные разночинцы и лучшие представители купечества, мещан, рабочих и крестьян. Невозможно было представить сквернословящих в присутствии женщин, детей, девочек. Всё это осталось в прошлом, запреты сняты явочным порядком, препятствия отсутствуют как внутренние, так и внешние. Мат стал таким изощрённым и универсальным, что многие понимают только этот дурнопахнущий язык и абсолютно равнодушны к нормативному. "Пошёл на х.." эквивалентно "не хочу иметь с тобой дела". "Чего ты прие...." - зачем надоедаешь, что тебе нужно? "Зае..." - надоел, слишком много хочешь. "Он меня нае..." - обманул, надул. "Ты что, ох...?" - какую чушь ты несёшь. "Х...ня" - пустяк, чепуха, не стоит выеденного яйца. Сотни томов русской литературы капитулировали перед этим грубо-обнажённым варварским языком. Почему же так легко, бездумно его пускают в ход профессора и директора, банкиры и сапожники? Потому что он освобождает от необходимости напрягаться, думать, искать и находить точные и выразительные фразы - следствие интеллектуального обнищания и духовной деградации общества. Когда выпускают воздух культуры, человек, как надувная кукла, опадает на кучу смердящих отбросов. Общественные идеалы опорочены, интересы материальной выгоды подчинили умы и души - такой народ неизбежно утрачивает способность хранить и развивать многослойный, гибкий и завораживающий язык предков. Зачем? Примитивные потребности обслуживаются примитивным матом - закономерность любого вырождающегося сообщества. Там, где внедряется презрение к культуре, там неизбежно начинается распущенность, свобода от выработанных поколениями условностей, норм, запросов, ограничений. А без них нет человека, есть развязное прожорливое стадо. Распущенность захватила дом и семью, улицу, школу, рабочее место, и символом торжествующего Хама стал мат, оскорбительное и грязное слово. Однако и оскорбляться разучились, вот в чём штука! Слушаем, хихикаем, соучаствуем и одёргиваем "чистоплюев". "Шибко культурные" не в моде.

@темы: сквернословие

Комментарии
20.11.2012 в 18:26

Интеллект против прухи бессилен
Хм, да, надо бы избавляться понемногу. А то у нас вот на работе такой феномен - коллеги-литовцы, с которыми дистанционно общаемся, позаимствовали кое-что: любую оплошность теперь просто называют "projobas".

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail