Достойно жить, достойно умереть
"... умер ефремовский дурачок Васька. Похороны устроили ему ефремовские купцы прямо великолепные. Всю жизнь над ним потешались, заставляли дрочить и покатывались со смеху, глядели, как он "старается", - а похоронили так, что весь город дивился: великолепный гроб, певчие".
В этой дневниковой записи 1911 сконцентрирована вся скука, однообразие, убогость русской уездной жизни в начале 20 века. Дурачок был достопримечательностью маленького городка и служил развлечением для его "нормальных" обитателей. Видна уверенная рука художника-наблюдателя, зоркого и умного. Бунин досконально знал провинциальную Русь, ведь он провёл детство в орловской глуши, на хуторе, многие его персонажи пришли оттуда. Дневники он вёл с 11 лет и до последнего дня. Особенно значителен дневник периода революции и гражданской войны "Окаянные дни", он широко известен. Остальные не уступают в разнообразии и мастерстве изложения, однако почти не известны массовому читателю.
Держу в руках последнее полное собрание сочинений Ивана Бунина в 13 томах, выпущенное "Воскресеньем" на средства омского бюджета. Можно только догадываться, по каким соображениям омский губернатор заказал это издание: в Омске и вообще в Сибири Бунин не бывал, с Прииртышьем его жизнь никак не связана. В этом собрании можно прочитать то, что в советские годы вырезалось цензурой и подлежало безусловному осуждению. В частности, и дневники Бунина. Они полны пейзажных зарисовок, дорожных картин и впечатлений, портретов знакомых и родных... Тут предстаёт деревня с её мужиками, писательский круг, оценки прочитанных книг, бытовые мелочи, философские размышления по разным житейским поводам. И всё написано богатейшим бунинским языком, изобразительным, пластичным и точным.
Скажу сразу: читать его дневники, публицистику, письма послереволюционного периода невыносимо тяжело, приходится преодолевать внутреннее сопротивление. Бунин - крайне субъективный автор, он и не хочет выглядеть беспристрастным, незаинтересованным, а демонстративно, с вызовом предъявляет свои оценки и взгляды, часто резкие, злые и ядовитые. Прежде всего, это касается отрицания революции, большевизма, Советской России - тут Бунин не знает удержу и границ, только поношение, только ненависть. Следует согласиться с французом Ролланом, он исчерпывающе и сжато охарактеризовал Бунина: "Конечно, он отнюдь не наш, он неистово, желчно антиреволюционен, антидемократичен, антинароден, почти антигуманен, пессимист до мозга костей. Но какой гениальный художник!" И это самое мягкое, что можно сказать и разделить о Бунине. На протяжении всей эмигрантской жизни он не изменил своего отношения к новой России и её народу. Да и в других вопросах Бунин не стремился соблюдать умеренность, равновесие, его вспыльчивая и самолюбивая натура всегда берёт верх над трезвостью и расчётом. Поэтому его дневники и заметки нужно читать критическими глазами и постоянно соотносить с установившимися бесспорными оценками и выводами - как историческими, так и литературными.
С Буниным можно и нужно спорить, не соглашаться. Этим он и привлекает наряду с удивительно меткими, отточенными и парадоксальными мнениями. Прочитаем его дневники вместе.

@темы: Бунин