Достойно жить, достойно умереть
В разгар кризиса и голодных бунтов одна солидная правозащитная газета, в ущерб своей репутации, подняла вопрос об авторстве "Конька-горбунка" и "Тихого Дона" - видно, возникла проблема свободных газетных площадей. Признаюсь, "Конёк-горбунок" меня волнует мало, хотя в таланте Ершова я нисколько не сомневаюсь: нет желания присосаться к славному имени и погреться чужим теплом. А Шолохова не могу позволить кусать и чернить, слишком многое он мне дал и многим обогатил. Книжки о нём выходят постоянно, только весьма специфические. Обсуждаются не художественные достоинства и уникальность шолоховской эпопеи, а надуманный вопрос об авторстве. Для любого мало-мальски порядочного и разумного человека такой вопрос не стоял никогда, и Европа сняла его с повестки дня ещё в 1965 году, увенчав Шолохова Нобелевской премией. Тогда иностранцы, поддавшись напору злопыхательских слухов и наветов, специально подвергли текст "Тихого Дона" электронному лингвистическому анализу и доказали однородность структуры, единство стиля и языка и вынесли безоговорочный вердикт: авторство принадлежит Шолохову. То, что сделала электронная машина, давно признали добросовестные историки литературы: великая эпопея не возникла на пустом месте, до неё были яркие запоминающиеся "Донские рассказы", а рядом и после неё такая же самобытная "Поднятая целина", что бы про неё не писали теперь запрограммиро-ванные перья. И прогремел парень с Дона не в единственном числе, а оказался в составе блестящей команды ранних гениев, ворвавшихся в русскую литературу дерзко и громко в 1920-е годы - это был поистине новый золотой век, о котором сейчас, в пору антикоммунизма и смены идеологий, намеренно "забыли". Рядом с Шолоховым стоят Фадеев, В.Иванов, Платонов, Фурманов, Зощенко, Леонов, Федин, Каверин, Бабель, Катаев - все безумно талантливые, и любая литература гордилась бы такими именами! Лишь ничтожные потомки на Руси брезгливо водят носами и препираются: коммунист или беспартийный? он или не он? Если Шолохов и выделяется в этой плеяде, так только тем, что замахнулся на эпопею, его вещь - самая крупная в массиве литературы того легендарного десятилетия.
Писать "Войну и мир" 20 века в 23 года - вот что невыносимо для худосочной интеллигенции нашего времени. Ну, бывает так в природе, господа, одни созревают к 40 и 50-ти, а другой в самом начале выдаёт шедевр, и происходит не из аристократических теплиц и буржуазных особняков, а из гущи казацкого Дона - там тоже рождаются гении. И если графская "Война и мир" поражает, кроме гениальности, колоссальным объёмом образованности и знаний, то "Тихий Дон" не претендует на особую философию и интеллектуальные рекорды - это непревзойдённая панорама народной жизни, которую автор превосходно знал и понимал, сам будучи её частицей. Что же тут сверхъестественного, невероятного, почему вы 80 лет ищете мифического автора и реанимируете один и тот же злобный и убогий пасквиль? Покойный Солженицын влил в эту мутную струю не каплю - целый ушат сплетен и выдумок, когда растиражировал весь накопившийся мусор и вздор. Тут отгадка лежит на поверхности: врождённая человеческая зависть, чувство проигранной дистанции. Как же так? Я, такой смелый и одарённый, не могу, а какой-то мальчишка без университета накатал эпопею. Завистники никогда не переведутся, бог с ними. Но какие теперь могут быть мотивы кроме антикоммунизма? Одной рукой качают права, другой - громят коммунизм , несовместимый с этими правами. А с шедеврами, оказывается, очень даже совместим, создал и великую литературу, и великий кинематограф, и великое искусство. Нет, это иллюзия, агитка - говорят нам антикоммунисты и атакуют "Тихий Дон". Что на это ответить? История движется не по разграфлённым чистеньким клеточкам концепций и теорий, у неё свои пути, вершины и драмы там, где и не мерещится обывательскому испуганному воображению. Антикоммунизм был и остаётся бесплоден, как вонючий сероводород. Сдавайте его поскорее в архив, господа хорошие.
Писать "Войну и мир" 20 века в 23 года - вот что невыносимо для худосочной интеллигенции нашего времени. Ну, бывает так в природе, господа, одни созревают к 40 и 50-ти, а другой в самом начале выдаёт шедевр, и происходит не из аристократических теплиц и буржуазных особняков, а из гущи казацкого Дона - там тоже рождаются гении. И если графская "Война и мир" поражает, кроме гениальности, колоссальным объёмом образованности и знаний, то "Тихий Дон" не претендует на особую философию и интеллектуальные рекорды - это непревзойдённая панорама народной жизни, которую автор превосходно знал и понимал, сам будучи её частицей. Что же тут сверхъестественного, невероятного, почему вы 80 лет ищете мифического автора и реанимируете один и тот же злобный и убогий пасквиль? Покойный Солженицын влил в эту мутную струю не каплю - целый ушат сплетен и выдумок, когда растиражировал весь накопившийся мусор и вздор. Тут отгадка лежит на поверхности: врождённая человеческая зависть, чувство проигранной дистанции. Как же так? Я, такой смелый и одарённый, не могу, а какой-то мальчишка без университета накатал эпопею. Завистники никогда не переведутся, бог с ними. Но какие теперь могут быть мотивы кроме антикоммунизма? Одной рукой качают права, другой - громят коммунизм , несовместимый с этими правами. А с шедеврами, оказывается, очень даже совместим, создал и великую литературу, и великий кинематограф, и великое искусство. Нет, это иллюзия, агитка - говорят нам антикоммунисты и атакуют "Тихий Дон". Что на это ответить? История движется не по разграфлённым чистеньким клеточкам концепций и теорий, у неё свои пути, вершины и драмы там, где и не мерещится обывательскому испуганному воображению. Антикоммунизм был и остаётся бесплоден, как вонючий сероводород. Сдавайте его поскорее в архив, господа хорошие.