Достойно жить, достойно умереть
Но вот ребёнок встал на ножки и пошёл - на что обратить внимание, чем заняться? Сразу выводите его из 4-х стен на двор, улицы, в парки, за город, чтобы он начал расширять кругозор, копить впечатления, узнавать огромный человеческий мир шаг за шагом, от порога до Вселенной. Это предохранит ребёнка от ограниченности, однообразия закладываемых представлений, научит мыслить широко и свободно. Самое главное на прогулках - умение наблюдать, они не должны быть бесцельными, как это водится в большинстве случаев. Добужинский рассказывает, что во время прогулок с няней они рассматривали дребезжащие конки (конный трамвай), спящих на козлах извозчиков, разноцветные вывески, а с набережной - небольшие парусные суда и их снасти. До 11 лет будущий художник жил с отцом в Петербурге и обогатил свою память множеством разных картин, как в любом большом городе. Мальчик с восхищением смотрел на плывущие льдины, мачты, мосты, дымящие буксиры, цепочку фонарей на набережных. В его душе закладывались зёрна поэзии, которые в будущем прорастут в его городских пейзажах. Любую, самую маленькую прогулку можно сделать для ребёнка занимательной, если обращать внимание на всевозможные мелочи: гранитные и чугунные тумбы, фонарные столбы, уличные плиты, одежду прохожих, изображения на вывесках, работающих дворников, мелочных торговцев - всё это с любопытством разглядывал 4-летний Слава. Во время прогулок купите ребёнку банан, пирожок, мороженое, и прогулка получит для малыша привлекательную цель, обогатится маленькой наградой за труд узнавания. Если прогулки дают богатые зрительные впечатления, то книги кладут начало умственному развитию. В любом доме должна быть хотя бы самая скромная детская библиотека. Добужинский узнал буквы на 4-м году, играя в кубики с азбукой. Первые детские книжки по складам прочитала ему няня: Стёпка-Растрёпка, Гоша - долгие руки. Вдвоём они рассматривали картинки и читали подписи. Много читал для сына отец, причём умно выбирал книги от самых простых до более сложных и вкладывал в чтение всю свою увлечённость. По просьбе сына он перечитывал много раз одну и ту же сказку: дети это любят, и останавливался, когда у малыша начинали слипаться глаза. Славик настолько погрузился в сказочный мир, что рано пробудилась фантазия. Первыми он услышал сказки Андерсена с прелестными иллюстрациями, Конёк-Горбунок, Гулливер и Дон Кихот. Лет с 8 он с упоением зачитывался Майн Ридом, Купером, Густавом Эмаром, Жюлем Верном. Отец много читал русских сказок, опуская встречавшиеся в них грубости, Тысячу и одну ночь, сказки Гауфа. Русские сказки и былины особенно ценны и необходимы, они прививают чувство родины и её истории. От родной истории отец перебросил мостик к истории всемирной и дал возможность сыну уже в детстве полюбить античность через древнегреческую мифологию, пересказы из Илиады и Одиссеи. Были прочитаны книги и по отечественной истории, написанные специально для детей. Славе самому захотелось стать храбрым витязем и совершить подвиги во имя людей, он постоянно думал о геройстве и рыцарстве. Быть трусом ему казалось ужасным позором и особенно понравилось своё имя Мстислав, данное в честь древнерусского князя удалого Мстислава. Так в самом раннем возрасте отец через книги и чтение сумел заронить в сознание сына понятие об общественном и личном идеале. А о чём мечтают ваши дети? Кому они стремятся подражать? С кого берут пример? Любовь к старине не остановилась на книгах. Отец сделал для сына картонные латы и шлем, алебарду и деревянный меч: всё это было оклеено золотой и серебряной фольгой. Качаясь на лошадке, мальчик воображал себя храбрым воином и даже представлял себя геройски убитым на поле брани. Он улёгся в тёмной зале около аквариума и позвал отца посмотреть, как его сразило вражеское копьё.
Исключительные герои сказок и мифов растревожили воображение ребёнка, ему захотелось стать тоже особенным, не таким как все. Может быть, миллионером, олигархом, чемпионом? Нет. На вопрос: кем ты хочешь быть? - он ответил: Учёным, моряком, путешественником. Его волновали мечты о далёких краях. А отец внушал, что вначале надо стать хорошо образованным человеком, "европейцем", как он говорил. Вот на какую дорогу вывели малыша детские книги и игры. Какое же детство без игрушек!
Игрушки, в отличие от книг, знакомят маленького человека не с воображаемым, а реальным предметным миром, в котором властелином оказывается сам ребёнок и устраивает его по своему желанию и фантазии. Игрушки - это то, что целиком подчиняется воле ребёнка и позволяет выступить ему в роли творца собственной страны, её порядков и законов, проявить собственную инициативу и заложенные природой способности. Дайте ребёнку больше игрушек, не обязательно дорогих, но со смыслом подобранных и полезных. Не откупайтесь игрушками, не задаривайте, но продумайте назначение каждой. Добужинские, отец и сын, вместе посещали игрушечную лавку и выбирали игрушки по намеченному плану. Это были классические оловянные солдатики, сказочные персонажи, уже знакомые мальчику: Щелкунчик с горбатым носом, заводные механизмы - вертящаяся коза в юбке, розовая балерина... Уже будучи взрослым, Слава стал собирать коллекцию народных игрушек и с сожалением отметил, что многие очаровательные и наивные игрушки, радовавшие в детстве, исчезли из обихода, а вместо них на рынок вбросили дорогие и безвкусные безделушки, которые быстро надоедали ребёнку одноразовым ресурсом. Таковы многие современные игрушки, рассчитанные не на развитие детей, а на кошельки родителей.
Где игрушки, там и праздники: именины, гости, спектакли, ёлки, маскарады, гулянья. Детству необходимо погружаться в яркую, возбуждающую обстановку праздника, иначе вырастет унылое, скучное и недовольное существо, постоянно на что-то жалующееся и переполненное дурным настроением. Устраивайте праздники дома, водите на чужие праздники, делайте ребёнка их активным участником и учите создавать вокруг себя праздничную атмосферу. Во времена Добужинского любимые народные праздники были Масленица и балаганы, и мальчика обязательно вывозили в гущу народного веселья. Он наблюдал уморительные представления в балаганах, катался на каруселях, стрелял в тире, скатывался на салазках с ледяной горы, хохотал над шутками-прибаутками Петрушки. Домой он приносил какую-нибудь игрушку и обязательно красный воздушный шар - на память. На Новый год существовала традиция мастерить вместе с отцом ёлочные украшения: золотые орехи, корзиночки и цепи из цветной бумаги, а потом наряжали ёлку. Конечно, можно купить готовый набор игрушек, но этим вы уничтожите энтузиазм ребёнка и приучите его получать и брать все радости в готовом виде, сделанные чужими стараниями. Не отсюда ли берёт начало апатия, скука, лень и потребительство, буквально переполняющие современное общество? Зачем делать сказку, если можно купить? Но никогда ещё никто не покупал изобретательность, умение, находчивость.
Неоценима роль музыки в душевном развитии ребёнка. Она формирует те самые эмоции, без которых всякий человек вырастает сухим буквалистом и бесстрастным автоматом. Уметь чувствовать горе и радость, печаль и восторг, гнев и умиление, сострадание и любовь дано не каждому, многие обделены чувствами и никогда не испытывают всю полноту человеческих переживаний. А музыка не имеет равных по богатству заложенных в ней чувств и душевных состояний. Это прекрасно понимал Добужинский-отец. На него музыка действовала так сильно, что он даже боялся её, не раз утирал слёзы. В минуты сильных волнений он брал на рояле аккорды из шубертовской серенады, хотя сам не играл. Музыка постоянно звучала в доме, дяди будущего художника хорошо играли на фортепиано, а сам малыш по линии матери унаследовал безукоризненный музыкальный слух. Одно время ему давали уроки на рояле, а позднее отец подарил виолончель. Пусть и ваши дети поют, слушают, перебирают клавиши.
Развитие творческих способностей детей - одна из основных задач родителей, и в этом направлении большую роль играют такие занятия, как лепка, конструирование, мозаика, шитьё, возня в песочнице, танцы и, конечно, самое доступное рисование. Дети не станут модельерами, конструкторами, художниками, но у них пробудится и окрепнет художественное воображение и смекалка, которые потребуются в любой профессии, если работник захочет её усовершенствовать и улучшить на радость себе и людям. Посмотрите, сколько вокруг бескрылых и скучных исполнителей-функционеров, им собственное дело в тягость и несёт только заработок. Они не увлекались в детстве ни играми, ни творчеством, они не испытали потрясений маленьких открытий и изобретений. Добужинский начинал с подражания отцу, который очень хорошо рисовал, и когда заметил тягу сына к рисованию, то всячески стал поощрять, обеспечил малыша множеством цветных карандашей и бумаги, а рисунки с 3-летнего возраста начал бережно собирать. Замечайте и вы, к чему предрасположен ваш ребёнок, и не упустите момента, когда простая забава перерастает в серьёзное увлечение. Слава вначале рисовал так, как все дети, и успехи делал потому, что отец постоянно побуждал и развивал его наблюдательность. Он иногда подсказывал сыну темы рисунков из прочитанных книг, давал срисовывать картинки из иллюстрированных журналов, подтолкнул к коллекционированию насекомых и марок.
Известно, что любое коллекционирование, помимо расширения кругозора, укрепляет волю, память, любознательность и настойчивость. Собирая марки, Слава научился приглядываться к самым тонким оттенкам цвета, он переживал ощущения "драгоценности", аромата редкости, исходивших от особо ценных марок. В подарок от отца мальчик получил однажды коробку с разными породами камней, и сам набрал в Пятигорске кучу разноцветных камней. В самом раннем детстве он получил представление о Рафаэле, Тициане, Микеланджело, Рубенсе: их портреты висели в детской комнате. Внимательно рассматривались иллюстрации в книгах и журналах. Делаете ли вы это с вашими детьми или бегло, наспех листаете прекрасные книги? Из любой мелочи можно извлечь пользу для глаз, слуха, ума вашего ребёнка. Развивайте его вкус, понимание красивого и безобразного, как делал это отец Добужинского. Он часто спрашивал сына, что ему нравится и что не нравится, понятно объяснял разницу между посредственным и талантливым.
Наконец, обстановка, в которой живёт и растёт ваш ребёнок. Дом это, квартира или маленькая комната, но их следует сделать такими, чтобы они незаметно воздействовали на человека и подсознательно формировали его личность. Свою квартиру Добужинский превратил в подобие сада с птицами и зверями. Рядом с людьми жили мышки с красными глазами, морские свинки, борзая собака, ёжик Федя. В одном из окон отец устроил клетку для птиц, и они наполняли дом щебетом и трелями: канарейки, снегири, клесты, египетский голубь. Громадный аквариум вмещал 6 вёдер воды, тут жили бычки, тритоны, болотные жуки, золотые рыбки. Надо ли говорить, как наполнили жизнь малыша эти живые существа, сколько подарили радостных часов и волнений, как возникла и прошла через годы любовь ко всему живому, понимание ценности и необходимости в природе самого скромного существа. А ведь малыш ещё и наблюдал, кормил, чистил, переживал за состояние своих многочисленных любимцев.
Вообще квартира Добужинских не походила на другие. Здесь не было бытового хлама, ненужных мелочей и утомительных рыночных поделок, которыми так любят выпятить своё богатство многие состоятельные люди. В комнатах было просторно и даже пустовато, главными были не вещи, а обитатели, условия для содержательной и полезной деятельности. Мальчику не позволяли утром валяться в постели, Он мылся и быстро одевался. В дверях висели кольца и трапеция, и пока в столовой накрывали стол, Слава делал маленькую гимнастику. Все стены его комнаты были увешаны картинками, вырезанными из разных журналов. Они наклеивались на картон и окантовывались цветной бумагой. Картинки постепенно обновлялись, в школьное время на стене появились две географические карты-полушария. Ложась спать или пробуждаясь, мальчик читал надписи и постепенно запоминал названия, расположение, конфигурацию географических объектов: он учился шутя. В кабинете отца, куда его неудержимо тянуло, стояли чучела совы, белки, ястреба, а одну из стен занимала коллекция оружия. И сколько впечатлений давали эти удивительные вещи! На письменном столе стояла чернильница с фигуркой английского матроса, вазочки голубого цвета для перьев и карандашей: тут Слава часто рисовал.
Библиотеки нынче собирают для украшения и придания интерьеру солидного вида, у многих книги вытесняются телеящиками и интернетом. Напрасно, книгу не заменят технические дива хотя бы потому, что она сверхдоступна и удобна для длительной и разнообразной работы. Хотите иметь умных, пытливых, развитых детей - соберите вместе с ними и для них хоть небольшую, но интересную и разнообразную библиотеку, как это делал Валериан Петрович. Его библиотека дошла до 4, 5 тыс. томов. Здесь были книги по естествознанию, истории, социологии, военному делу, энциклопедические словари, многие классики от Пушкина до Толстого и Достоевского. Отец охотно давал сыну рассматривать свои книги и учил: "Перелистывай книги осторожно". Ещё не умея читать, мальчик узнал много необычного из иллюстраций, книги пробудили у него, как говорят педагоги, познавательную активность и страстное желание овладеть богатством книжных знаний. Всё, что он видел в книгах, журналах, вокруг себя, было чрезвычайно разнообразно и поучительно. И с детства будущему художнику нравились вещи самые разнообразные - признак широты и неординарности его талантливой натуры.
Роль родителя-воспитателя трудна, многообразна и требует не только определённых навыков и терпения, но и стихийного таланта: пусть источником вашего таланта станет ваша любовь к ребёнку. Можно разделить свои обязанности и заботы с родными, наёмными педагогами, детсадом и школой, но нельзя себя добровольно освободить от звания отца и матери. Это звание обязывает отдавать ребёнка не в чужие руки, чтобы погрузиться в собственные личные дела, а быть с ним всегда рядом, влиять, вникать в его душу, откликаться на его запросы и переживания, сделаться его первым и незаменимым другом. В этом случае вы получите самую дорогую награду на свете: любовь сына и дочери на всю жизнь. И не будете "выяснять отношения", вести счёт обидам и знакам невнимания, которыми так богата жизнь взрослых.
Исключительные герои сказок и мифов растревожили воображение ребёнка, ему захотелось стать тоже особенным, не таким как все. Может быть, миллионером, олигархом, чемпионом? Нет. На вопрос: кем ты хочешь быть? - он ответил: Учёным, моряком, путешественником. Его волновали мечты о далёких краях. А отец внушал, что вначале надо стать хорошо образованным человеком, "европейцем", как он говорил. Вот на какую дорогу вывели малыша детские книги и игры. Какое же детство без игрушек!
Игрушки, в отличие от книг, знакомят маленького человека не с воображаемым, а реальным предметным миром, в котором властелином оказывается сам ребёнок и устраивает его по своему желанию и фантазии. Игрушки - это то, что целиком подчиняется воле ребёнка и позволяет выступить ему в роли творца собственной страны, её порядков и законов, проявить собственную инициативу и заложенные природой способности. Дайте ребёнку больше игрушек, не обязательно дорогих, но со смыслом подобранных и полезных. Не откупайтесь игрушками, не задаривайте, но продумайте назначение каждой. Добужинские, отец и сын, вместе посещали игрушечную лавку и выбирали игрушки по намеченному плану. Это были классические оловянные солдатики, сказочные персонажи, уже знакомые мальчику: Щелкунчик с горбатым носом, заводные механизмы - вертящаяся коза в юбке, розовая балерина... Уже будучи взрослым, Слава стал собирать коллекцию народных игрушек и с сожалением отметил, что многие очаровательные и наивные игрушки, радовавшие в детстве, исчезли из обихода, а вместо них на рынок вбросили дорогие и безвкусные безделушки, которые быстро надоедали ребёнку одноразовым ресурсом. Таковы многие современные игрушки, рассчитанные не на развитие детей, а на кошельки родителей.
Где игрушки, там и праздники: именины, гости, спектакли, ёлки, маскарады, гулянья. Детству необходимо погружаться в яркую, возбуждающую обстановку праздника, иначе вырастет унылое, скучное и недовольное существо, постоянно на что-то жалующееся и переполненное дурным настроением. Устраивайте праздники дома, водите на чужие праздники, делайте ребёнка их активным участником и учите создавать вокруг себя праздничную атмосферу. Во времена Добужинского любимые народные праздники были Масленица и балаганы, и мальчика обязательно вывозили в гущу народного веселья. Он наблюдал уморительные представления в балаганах, катался на каруселях, стрелял в тире, скатывался на салазках с ледяной горы, хохотал над шутками-прибаутками Петрушки. Домой он приносил какую-нибудь игрушку и обязательно красный воздушный шар - на память. На Новый год существовала традиция мастерить вместе с отцом ёлочные украшения: золотые орехи, корзиночки и цепи из цветной бумаги, а потом наряжали ёлку. Конечно, можно купить готовый набор игрушек, но этим вы уничтожите энтузиазм ребёнка и приучите его получать и брать все радости в готовом виде, сделанные чужими стараниями. Не отсюда ли берёт начало апатия, скука, лень и потребительство, буквально переполняющие современное общество? Зачем делать сказку, если можно купить? Но никогда ещё никто не покупал изобретательность, умение, находчивость.
Неоценима роль музыки в душевном развитии ребёнка. Она формирует те самые эмоции, без которых всякий человек вырастает сухим буквалистом и бесстрастным автоматом. Уметь чувствовать горе и радость, печаль и восторг, гнев и умиление, сострадание и любовь дано не каждому, многие обделены чувствами и никогда не испытывают всю полноту человеческих переживаний. А музыка не имеет равных по богатству заложенных в ней чувств и душевных состояний. Это прекрасно понимал Добужинский-отец. На него музыка действовала так сильно, что он даже боялся её, не раз утирал слёзы. В минуты сильных волнений он брал на рояле аккорды из шубертовской серенады, хотя сам не играл. Музыка постоянно звучала в доме, дяди будущего художника хорошо играли на фортепиано, а сам малыш по линии матери унаследовал безукоризненный музыкальный слух. Одно время ему давали уроки на рояле, а позднее отец подарил виолончель. Пусть и ваши дети поют, слушают, перебирают клавиши.
Развитие творческих способностей детей - одна из основных задач родителей, и в этом направлении большую роль играют такие занятия, как лепка, конструирование, мозаика, шитьё, возня в песочнице, танцы и, конечно, самое доступное рисование. Дети не станут модельерами, конструкторами, художниками, но у них пробудится и окрепнет художественное воображение и смекалка, которые потребуются в любой профессии, если работник захочет её усовершенствовать и улучшить на радость себе и людям. Посмотрите, сколько вокруг бескрылых и скучных исполнителей-функционеров, им собственное дело в тягость и несёт только заработок. Они не увлекались в детстве ни играми, ни творчеством, они не испытали потрясений маленьких открытий и изобретений. Добужинский начинал с подражания отцу, который очень хорошо рисовал, и когда заметил тягу сына к рисованию, то всячески стал поощрять, обеспечил малыша множеством цветных карандашей и бумаги, а рисунки с 3-летнего возраста начал бережно собирать. Замечайте и вы, к чему предрасположен ваш ребёнок, и не упустите момента, когда простая забава перерастает в серьёзное увлечение. Слава вначале рисовал так, как все дети, и успехи делал потому, что отец постоянно побуждал и развивал его наблюдательность. Он иногда подсказывал сыну темы рисунков из прочитанных книг, давал срисовывать картинки из иллюстрированных журналов, подтолкнул к коллекционированию насекомых и марок.
Известно, что любое коллекционирование, помимо расширения кругозора, укрепляет волю, память, любознательность и настойчивость. Собирая марки, Слава научился приглядываться к самым тонким оттенкам цвета, он переживал ощущения "драгоценности", аромата редкости, исходивших от особо ценных марок. В подарок от отца мальчик получил однажды коробку с разными породами камней, и сам набрал в Пятигорске кучу разноцветных камней. В самом раннем детстве он получил представление о Рафаэле, Тициане, Микеланджело, Рубенсе: их портреты висели в детской комнате. Внимательно рассматривались иллюстрации в книгах и журналах. Делаете ли вы это с вашими детьми или бегло, наспех листаете прекрасные книги? Из любой мелочи можно извлечь пользу для глаз, слуха, ума вашего ребёнка. Развивайте его вкус, понимание красивого и безобразного, как делал это отец Добужинского. Он часто спрашивал сына, что ему нравится и что не нравится, понятно объяснял разницу между посредственным и талантливым.
Наконец, обстановка, в которой живёт и растёт ваш ребёнок. Дом это, квартира или маленькая комната, но их следует сделать такими, чтобы они незаметно воздействовали на человека и подсознательно формировали его личность. Свою квартиру Добужинский превратил в подобие сада с птицами и зверями. Рядом с людьми жили мышки с красными глазами, морские свинки, борзая собака, ёжик Федя. В одном из окон отец устроил клетку для птиц, и они наполняли дом щебетом и трелями: канарейки, снегири, клесты, египетский голубь. Громадный аквариум вмещал 6 вёдер воды, тут жили бычки, тритоны, болотные жуки, золотые рыбки. Надо ли говорить, как наполнили жизнь малыша эти живые существа, сколько подарили радостных часов и волнений, как возникла и прошла через годы любовь ко всему живому, понимание ценности и необходимости в природе самого скромного существа. А ведь малыш ещё и наблюдал, кормил, чистил, переживал за состояние своих многочисленных любимцев.
Вообще квартира Добужинских не походила на другие. Здесь не было бытового хлама, ненужных мелочей и утомительных рыночных поделок, которыми так любят выпятить своё богатство многие состоятельные люди. В комнатах было просторно и даже пустовато, главными были не вещи, а обитатели, условия для содержательной и полезной деятельности. Мальчику не позволяли утром валяться в постели, Он мылся и быстро одевался. В дверях висели кольца и трапеция, и пока в столовой накрывали стол, Слава делал маленькую гимнастику. Все стены его комнаты были увешаны картинками, вырезанными из разных журналов. Они наклеивались на картон и окантовывались цветной бумагой. Картинки постепенно обновлялись, в школьное время на стене появились две географические карты-полушария. Ложась спать или пробуждаясь, мальчик читал надписи и постепенно запоминал названия, расположение, конфигурацию географических объектов: он учился шутя. В кабинете отца, куда его неудержимо тянуло, стояли чучела совы, белки, ястреба, а одну из стен занимала коллекция оружия. И сколько впечатлений давали эти удивительные вещи! На письменном столе стояла чернильница с фигуркой английского матроса, вазочки голубого цвета для перьев и карандашей: тут Слава часто рисовал.
Библиотеки нынче собирают для украшения и придания интерьеру солидного вида, у многих книги вытесняются телеящиками и интернетом. Напрасно, книгу не заменят технические дива хотя бы потому, что она сверхдоступна и удобна для длительной и разнообразной работы. Хотите иметь умных, пытливых, развитых детей - соберите вместе с ними и для них хоть небольшую, но интересную и разнообразную библиотеку, как это делал Валериан Петрович. Его библиотека дошла до 4, 5 тыс. томов. Здесь были книги по естествознанию, истории, социологии, военному делу, энциклопедические словари, многие классики от Пушкина до Толстого и Достоевского. Отец охотно давал сыну рассматривать свои книги и учил: "Перелистывай книги осторожно". Ещё не умея читать, мальчик узнал много необычного из иллюстраций, книги пробудили у него, как говорят педагоги, познавательную активность и страстное желание овладеть богатством книжных знаний. Всё, что он видел в книгах, журналах, вокруг себя, было чрезвычайно разнообразно и поучительно. И с детства будущему художнику нравились вещи самые разнообразные - признак широты и неординарности его талантливой натуры.
Роль родителя-воспитателя трудна, многообразна и требует не только определённых навыков и терпения, но и стихийного таланта: пусть источником вашего таланта станет ваша любовь к ребёнку. Можно разделить свои обязанности и заботы с родными, наёмными педагогами, детсадом и школой, но нельзя себя добровольно освободить от звания отца и матери. Это звание обязывает отдавать ребёнка не в чужие руки, чтобы погрузиться в собственные личные дела, а быть с ним всегда рядом, влиять, вникать в его душу, откликаться на его запросы и переживания, сделаться его первым и незаменимым другом. В этом случае вы получите самую дорогую награду на свете: любовь сына и дочери на всю жизнь. И не будете "выяснять отношения", вести счёт обидам и знакам невнимания, которыми так богата жизнь взрослых.
Мне вот кажется, жилище - это половина того, что составляет человека, давая отпечаток на всю жизнь. В какой обстановке вырос, что видел, как родители подходили к жилищу - очень важно. А сейчас мало кто занят домом, и жильё часто похоже либо на страшную, хаотически замусоренную старьём, бессистемную нору (боюсь подумать, что там можно почерпнуть?), либо оно - и это вторая крайность - вылизано, но пусто по содержанию, не хочется в таком долго находиться, потому что не чувствуется Дом (который у англичан "home") - это уже по части моей мамы, она работает с больными детьми из богатых семей - грустное зрелище, эта их жизнь и быт, хотя с такими деньгами можно было бы столько сделать хорошего. И животных у них часто нет, только коты породистые по 500 евро за котёнка, хотя в нашем городском приюте сидит 100 беспризорных котов, можно приезжать и выбирать любого или просто помогать там добровольно. Настоящая школа любви и сострадания.
Отчего так? Может быть, оттого, что мы лишились Хозяек, а без них нет ни детей, ни Дома - стараться либо некому (и некогда), либо не для кого. Какие уж тут традиции: напились по праздникам, бегом впопыхах ёлку нарядили - и ладно. Такая тоска, что это всё есть и люди вот так к детям.
Вы же преподаватель, правильно понимаю?