Можно ли в слове из 3-х букв сделать 4 ошибки? Оказывается, можно, и история сохранила имя автора лингвистического феномена. Императрица Екатерина II простенькое "ЕЩЁ" писала как "ИСЧО" - так ей казалось. А в общем-то была женщина образованная, знала языки, сочиняла не только законы, но и разнообразную прозу, увлекалась журналистикой. Её малограмотность можно понять, ведь родным языком Екатерины был немецкий, она не прошла систематического курса русского языка и была самоучкой. Но как оправдать нынешних выпускников средних школ? Ведь они изучают родной язык 10 лет и сдают итоговый экзамен - ЕГЭ. В МГУ устроили проверочный диктант для первокурсников журфака и схватились за голову. Из 229 новичков лишь 18% сделали 8 и меньше ошибок. Остальные, включая 15 стобалльников, сделали в среднем 24-25 ошибок, причём в некоторых словах по 3-4 ошибки. Догнали императрицу через 250 лет! Ошибки элементарные, необъяснимые, на уровне начальной школы. РЫЦА (рыться), УДАСТСА, ВРОЧИ, НЕЗНАЮ, ГЕНИРАЛ, ОРРЕСТОВАТЬ, РАЗОЧЕРОВАТЬ, ИЗВЕНИТЕ, ДЕВЧЁНКА, ПОЦИЭНТ, ВКУСТНО и т.д. Сами выпускники признались, что последние 3 года в школе они не читали книг, не писали диктантов и сочинений, а занимались обработкой тестов: подчёркивали, вставляли пропущенные буквы и галочки. Безграмотность молодёжи видна и без диктантов - стоит пробежаться по полям Интернета. Преобладает маловразумительная и неряшливая скоропись, какой-то птичий язык. Не скажу, что прошлые времена были утешительны и безукоризненны: малограмотность и невежество сущестовали всегда. Однако средний уровень подготовки советских школьников не опускался до нулевой отметки, и качество знаний было вполне удовлетворительное. Вузовские преподаватели назвали случившееся КАТАСТРОФОЙ. На мой взгляд, виноваты ВСЕ. Государство внедрило провальную систему единого экзамена, которая с самого начала была признана учёными и педагогами вредной и бесперспективной. Учителя быстро приспособились к стандартам ЕГЭ и отказались от испытанных методик формирования всесторонней языковой культуры учащихся. Свою беспомощность и зависимость они маскируют очковтирательством и приписками. Я помню, как на уроках русского постоянно проводилась кропотливая "работа над ошибками". Постоянство и непрерывность вырабатывали машинальную грамотность, когда при письме не приходилось задумываться над орфографией. Что касается самих учеников, то они уже в сознательном возрасте не захотели серьёзно овладеть родным языком и остались полузнайками. Одни не научили, другие не научились. А в целом страна в 21 веке получила кризис гуманитарного образования.