Можно ли плясать и горланить разухабистые песни на погребении, когда прощаются с дорогим и любимым навсегда? Такой вопрос может показаться кощунственным, однако практика опережает самые невероятные опасения. На ТВ показали документальную ленту "Река жизни" с главным героем Валентином Распутиным. Писатель плывёт по Ангаре и посещает деревни и сёла, приговорённые к затоплению.
Развернулось строительство новой ГЭС, уровень воды поднимется на 20 м, и приангарские селения с 300-летней историей скроются под водой. Одна деревня, другая, третья - остались лишь одинокие старики. Остальных вывезли в город и наделили панельными коробками. И вот новых горожан доставили на барже в старинное село Кежму, им разрешили перед затоплением проститься с могилами предков и родными домами. Гремит электронная музыка, молодые и пожилые наливаются водкой, пивом и устремляются вприсядку, нестройно орут песни-бодрячки: "Всё хорошо, всё будет хорошо!" И лишь один мужик, размазывая слёзы, надрывно кричит: "Это же родина моя! Зачем у меня отняли родину? Разве мало у нас воды! Чем они думают?"
Седой археолог, не сдерживая волнения, объясняет, что в этом краю люди живут 35 тыс. лет. "Мы не достойны этой земли, если уничтожаем родину предков". А народ веселится, пьёт, хохочет - праздник! Похороны обернулись весельем. Потому что народа давно нет. Народ, по мысли Горького, это преемственность родов: род на род. Есть насельники, жители. А жить можно везде - на Ангаре, в Иркутске, в Москве, на Ямайке. Полупьяные, отрыгивающие мужики и бабы снова погрузились на баржу и отчалили - в никуда. За спиной остались избы-призраки, развалины церкви 18 века, погост с покосившимися крестами.
Где-то в столице безмозглые вожди и менеджеры с парализованной совестью и распухшими банковскими счетами приняли решение о ликвидации русских деревень, а население покорно согласилось, повеселилось на похоронах и разъехалось. Будет ещё одна бетонная плотина, много воды - и новое кладбище.