100 лет назад жил в России замечательный человек Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (Гарин - псевдоним). Был он безумно талантлив: интересный и глубокий писатель, острый журналист, великолепный инженер-путеец, ненасытный жизнелюб и просто щедрый великодушный мужчина. Всю жизнь он строил шоссе (первое - в Болгарии, во время русско-турецкой войны 1878), тоннели, мосты, железные дороги и, между прочим, сделал большой вклад в сооружение Великой Сибирской магистрали - самой протяжённой в мире железной дороги от Челябинска до Владивостока, более 7 тыс. вёрст. Его перу принадлежит единственная в русской литературе биографическая тетралогия, где живо и увлекательно рассказана жизнь русского интеллигента во второй половине 19 в., от детства до зрелости: Детство Тёмы, Гимназисты, Студенты, Инженеры. Как инженер-практик, Гарин досконально знал природу России, экономику, быт рабочих и крестьян и был горячим энтузиастом цивилизации. Он понимал, что все беды страны - от засилья тысячелетней косности, нехватки культуры, разгильдяйства и равнодушия. Сам он был человеком дела, цифр и фактов, охвачен неугасимым интересом к хозяйственному обустройству страны, и в 19 в. поражавшей своей дикостью и запустением.
Гарин был последовательным врагом бесхозяйственности и видел в ней источник многих наших трагедий. В своих книгах он беспрестанно доказывал, что Россия совершенно напрасно живёт в такой унизительной бедности, т.к. она богатейшая страна в мире. "Вы только подумайте. Во всём мире нет такого изобилия рыбы, как в нашей дальневосточной окраине. Хоть руками её лови. Целый пуд не дороже копейки. А посолить её нечем, нет ледников, нет соли, и... нет сбыта, нет вывоза - из-за пустяка погибает богатейшее дело. Край, откуда Россия могла бы извлекать столько золота, каменного угля и руды, превращается в паразитную пиявку..."
И это происходит повсюду, мы сами себя губим и режем, - настаивает писатель. "Зачем мы, например, не выжжем и не вырубим тот загнивающий лес, которым по дороге в Иркутск заняты огромные пространства? Этих пространств хватило бы на десятки миллионов людей. Почему пустуют монгольские степи? Могли бы быть великолепные пашни, и сколько рыбы в их многоводных озёрах! Сколько соды, охры, сколько дичи! И почему крестьяне так густо засевают поля? Выбрасывают каждую весну на ветер миллионы рублей. И сколько теряет Россия в год из-за ширококолейных железных дорог!"
Гарин всё время подсчитывает убытки, которые видит вокруг, и доказывает, как велик мог бы быть народный доход. Он сравнивает сметы доходов и расходов и ужасается, что завтра страну ждёт банкротство. В крестьянской избе, превращённой в мастерскую, он делает элементарный подсчёт и поражается: 9-тыс. убыток из-за отсутствия в своё время десятирублёвой бумажки на покупку пустякового челнока, ускоряющего и облегчающего работу. Так житейская бухгалтерия выводит его на человеческие судьбы обездоленного народа, привыкшего упускать свою выгоду и достаток по неумелости и незнанию. Гарин азартно тащил крестьян к сытой благополучной жизни: уничтожил кабак, завёл школу, организовал медицинскую помощь, а его отблагодарили пожаром деревенские кулаки при молчаливом безучастии всей деревни. Привыкшие к бесхозяйственности и "идиотизму деревенской жизни" мужики с опаской поглядывали на энергичного и упрямого барина.
Прошло более века. Россия пережила 4 революции, две опустошительных войны. По её просторам прокатилась коллективизация и индустриализация, национализация и приватизация, государственный и частнособственнический капитализм. Казалось бы, всемогущее время должно научить, направить, переделать и обновить. Куда там! Бесхозяйственность царской и советской эпох плавно перекочевала в неокапиталистическую бесхозяйственность, она приобрела за минувшие 20 лет всеохватные масштабы.
Государство и вылупившийся капитал оказались бессильны предотвратить разруху, напротив, они словно придали ей новый импульс, и экономика России получила чётко выраженную хищническую направленность. Безумно разворовано и пущено на ветер фундаментальное советское наследство: тысячи предприятий, совхозы и колхозы, дорогая техника, вырезан скот, лежит незасеянной земля, разгромлены научные лаборатории и НИИ. Сигналы подаёт верховная власть. Российское правительство во главе с Президентом обслуживается 100 организациями и 50 тыс. работниками - это беспримерное растранжиривание бюджета и ресурсов государства. Президентскую власть США обеспечивает всего 1, 5 тыс. специалистов, и это ведущая держава мира. Зачем им 44 гостиницы и пансионата по всей стране? Зачем 4 автобазы и 2 тыс. легковых авто, 2 сотни автобусов, спецавтотранспорт? У Президента США всего 2 "Боинга", у нашего президента 8 лайнеров, из них 2 французских по 50 млн. дол. с императорской отделкой.
На многострадальном Дальнем Востоке по приказу из столицы уничтожают тысячи тонн красной рыбы, это видела вся страна. Ещё Чехов в "Острове Сахалин" писал в 1890, что "... ловля периодической рыбы на Сахалине могла бы принести миллионные доходы. Когда ещё на юге Сахалина распоряжались японцы и рыбные ловли в их руках едва начинали развиваться, то уже рыба приносила около полумиллиона рублей ежегодно. ...одна лишь сельдь давала 295806 р. в год. С занятием Ю. Сахалина русскими рыбные ловли перешли в стадию упадка, в которой находятся до сего дня. Ловить и заготавливать рыбу поселенцы не умеют, и никто их этому не учит..." Как видим, мало что изменилось за минувшие 120 лет .
Вырубаются и вывозятся за бесценок в Китай ценные породы древесины, гниют миллионы кубометров древесных отходов - ценного сырья для химической промышленности. Продолжается стихийный отток населения и незаконное проникновение китайцев на наш Дальний Восток. А кто не наблюдал из летящих самолётов зарево газовых факелов над Сибирью? Сжигание попутного газа - это отопление атмосферы денежными купюрами, такое расточительство наблюдается только в России. Давным-давно существуют недорогие технологии переработки попутного газа, но у нас они не приживаются, монополии гонят чистую нефть и снимают сверхприбыль, обрекают страну на будущее разорение и нищету. Ещё телекартинка: новорождённых цыплят выносят в ящиках на мороз под гусеницы бульдозера: молодняк нечем кормить. А зачем выводили? Уму непостижимо, какие объёмы бумаги транжирят на бесполезную рекламную продукцию: ежедневно в моём почтовом ящике 3-4 буклета и бесплатных газет, всё это немедленно уходит на свалку. Кстати, о свалках. На днях встречаю знакомую бомжиху Дусю: на ней приличная козловая шуба и справные сапоги несмотря на летнюю жару. "Где прибарахлилась, Дуся?" - "А то не знаешь? Пойдём со мной, и тебе подберём кое-что". Конечно, обувь и одежда подобраны на свалке, она не только одевает, но и досыта кормит бомжей. Дуся с упоением рассказывает, чем она набивает желудок: селёдки, колбаса, творог, бананы, яблоки... Нередко сваливают подпорченные куриные тушки, заплесневелый хлеб, вздутые консервные банки и даже просроченную чёрную икру. И это при баснословных нынешних ценах на продовольствие!
Едва наступила весна, как вспыхнули пожары, порождение той же бесхозяйственности и неразберихи. Минувшим летом полыхали 33 тыс. пожаров: лесных, степных, торфяных. Помимо прочих, одним электрическим системам нанесён ущерб более 1 млрд. рублей. Космический мониторинг мог бы предотвратить расползание пожаров и сохранить народное хозяйство, он стоит в десятки раз меньше причинённых убытков, но в России не используется. Хотя имеется лучший в мире Центр аэрокосмического мониторинга "Аэрокосмос". Ни министерства, ни частные компании не заказывают его услуги в отличие от американцев и других стран. Надо сказать прямо: за редкими исключениями, пожары - дело рук человеческих. Наплевательское отношение к лесу тянется из далёкого прошлого. Русский мужик никогда не берёг лес. Рыбаки, охотники, крестьяне разводили костры по нужде и бросали непотушенными. И в 19 веке леса горели по всем направлениям, истребляя деревни и города, а в народе существовало стойкое убеждение, что "тушить огонь - самое пустое дело и труд не в прибыль. Печерский край никогда не может совершенно выгореть!" Так объяснил свою бездеятельность один из мужиков Архангельской губернии в сер. 19 века и выразил общее мнение земляков. А заодно назвал главную причину бесхозяйственности: неисчислимое богатство природных ресурсов, всех этих лесов, земель, рек, недр. Зачем же их беречь, коли переводу им не будет? И через полтора века потомки закупают чистую воду, расфасованную в пластиковые бутылки, и платят бешеные деньги за мебель из натуральной древесины. Конец изобилию, которое не ценили и не берегли.
Вся система нацелена не на предотвращение чрезвычайных ситуаций, а на ликвидацию последствий: так легче воровать огромные средства и получать награды "за героизм". На различных трубопроводах протяжённостью более 1 млн. км ежегодно происходит 55 крупных аварий. Их тоже можно было бы своевременно обнаруживать и устранять все утечки газа и нефти, соответствующие технологии разработаны, но не востребованы. Беру факты, как говорится, навскидку, не выбирая. Угасает и продолжают добивать когда-то могучую авиапромышленность: производили 2 тыс. самолётов в год, сейчас - единицы. Зато "Боинг" и "Эрбас" пухнут от российских заказов. Забросили великий Севморпуть, ведущий к колоссальным природным богатствам. Зато другие державы готовы прорваться в Заполярье в любой момент. РЖД оскандалилась на весь мир тем, что выложила немцам почти 79 млн. за каждый из 8 скоростных электропоездов, в то время как в Европе их покупают даже за 13, 5 млн. евро, но не дороже 40.
Не находят применения и закрываются уникальные производства. В пос. Сява (Нижегородская обл.) закрыли единственное предприятие "Карбохим", дорогостоящее химоборудование бывшие рабочие распиливают на цветмет, чтобы выжить. Обанкротили "Алтайхим" в пос. Яровое, рабочие выброшены на улицу. Причина в банкротстве самого государства, оно не в состоянии поддерживать и развивать фундаментальную индустрию. А частник-капиталист нацелен снимать лишь прибыль и уклоняется от капвложений. Построенная в России модель капитализма враждебна интересам нации. Безразмерные аппетиты монополий сделали малодоступным даже дизтопливо, которого у нас - залейся. Ведь мазут - побочный продукт при производстве бензина, а глубокие переработки остались на уровне 50-х гг.: из 1 т нефти выходит лишь 130 л бензина, а не 500, как в США. Остальное - осадок, но монополии взвинтили цены выше бензиновых, до 27-28 р. Заплатит потребитель, покупая самое дорогое в мире продовольствие.
В декабре 2010 при взлёте потерпел аварию ракетоноситель с 3 спутниками-аппаратами: ущерб б2, 5 млрд. р. Причина: на космодроме в ракету перелили горючего. 2/3 овощей завозят из-за рубежа на 200 млрд. р. Причина: разрушено тепличное хозяйство за 20 лет, в теплицах выращивают только 5% урожая. Теплицы закрывают и не строят по причине спекулятивных цен на топливо. Газ, электричество за 5 лет подорожали в несколько раз, нужны льготные коммунальные тарифы. Нет своих асфальтобетонных заводов - все импортные. В Приморье простаивает порт Ванино: не хватает грузов. Вместо Ванино они направляются с БАМа во Владивосток, делая крюк в 700 лишних км. Причина - низкая пропускная способность жд путей, всего на 14 млн. т, а порт рассчитан на 25. Из-за пробки составы простаивают 40-50 суток, громадные убытки.
В заключение следует поставить классический вопрос: кто виноват? Управляющий или управляемые? Барин или мужик? Ответ уже дан. Барин под мужика, а тот под барина. Как не было, так и нет хозяев. Не назвать же хозяевами временщиков, кто набивает зарубежные счета, чтобы в удобный момент отвалить за бугор. Не хозяева и те, кто работает внизу, они скорее зарабатывают свои копейки и довольны подаянием. А порядок вещей планируют и поддерживают управляющие: льву - львиная доля.