Из речей высокопоставленных бюрократов на тему коррупции можно составить собрание сочинений. Всё в них есть: напускной гнев, фальшивое красноречие, притворная озабоченность - нет одного: искренней тревоги и решимости преодолеть терзающее Россию зло. А без победы над коррупцией все призывы, программы, обещания останутся пустышками и обманом . Не зря коррупцию уподобляют злокачественной опухоли, ибо она быстро разрастается до всеобщих размеров и поражает государство насмерть. А то, что государственный организм разъедается раком коррупции, очевидно всем. Мы живём в криминальном обществе, где весь ход дел, функционирование всех звеньев и органов определяется размером коррупции, степенью её проникновения во властные структуры. Чем глубже и шире, тем безнадёжнее и опаснее. В криминальном государстве сгнила сама суть, назначение любого государственного механизма: обеспечение правосудия и законности всей гражданской деятельности. Конституция и право парализованы и бездействуют. Такова современная Россия, переполненная ужасами больших и маленьких преступлений во всех сферах. Вот последний характерный пример министерской коррупции. В 2009 можно было закупить не 180, а 600-700 томографов по программе "Здоровье". Однако чиновники Минздравсоцразвития украли более 3 млрд. рублей, и это обычная практика. В ходе закупок медоборудования расходится по личным карманам до 75% отпущенных средств. Поэтому всё: оборона, наука, образование, сельское хозяйство, культура - в глубочайшем кризисе, они задыхаются от недофинансирования, хотя деньги выделяются немалые. Они оседают на банковских счетах заграницей: с 1991 по 2009 из России вывезено более 2 триллионов долларов. За эти 20 лет при честном и дееспособном руководстве можно было озолотить страну, преобразовать экономику и науку, поднять уровень жизни до европейских стандартов. Вместо этого - беспросветная нищета, алкоголизм, отчаяние миллионов.
И страшна не только коррупция. Страшны непрекращающиеся разговоры на самом верху, что коррупция - вечный спутник любого общества, она существует повсюду и непобедима. Как будто мы живём в уникальной стране и нам на роду написано содержать свору взяточников и вымогателей. С коррупцией давно и успешно борются, накоплен огромный мировой опыт, свидетельствующий, что эта зараза может быть сведена до минимума, от неё можно очиститься. В ходе борьбы с коррупцией были установлены необходимые условия и комплекс универсальных мер, которые годятся для любой страны. И главное условие - политическая воля, решимость власти довести борьбу до конца, сломить сопротивление коррупционных кланов. Что же требуется для искоренения коррупции?
1. Прежде всего, специальный орган по расследованию, наделённый широкими полномочиями и достаточно автономный в своих действиях, т.е. недоступный для давления и вмешательства извне, со стороны других властных структур. У этого органа должен быть свой бюджет и право формирования кадровой базы - высокопрофессиональной и морально устойчивой. В России такой орган не создан.
2. Непрерывное проведение мониторинга размеров имущественного состояния и образа жизни госслужащих и немедленное выявление фактов, когда таковые перерастают уровень официальных доходов. В таких случаях начинается расследование с целью установления источников обогащения: законны они или нет.
3. Если расследование показало, что размеры приобретённого имущества превосходят размеры официальных доходов, такое имущество немедленно подлежит конфискации без доказательств преступной деятельности собственника. Конфискация коррупционной собственности - самое действенной средство, поскольку она лишает коррупцию смысла: зачем наживать, если отберут. В цивилизованных государствах конфискация стала мощным оружием против запятнанных политиков и чиновников, и только в России она не применяется.
4. Наличие административных судов для обжалования действий органов власти, которые оказываются таким образом под постоянным и неослабным контролем общественности. В обычных судах дела по коррупции обычно волокитят и заминают, как правило, они недоказуемы и распадаются.
5. Никто в государстве, включая высших должностных лиц, не может быть освобождён от уголовной ответственности в случае факта коррупции, вплоть до президента после окончания срока его полномочий. А уж министры и депутаты подавно. При наличии иммунитета они всегда будут обделывать свои грязные делишки под прикрытием неприкосновенности.
6. Вводится полный запрет на подарки для чиновников.
7. Прекращается поощрительная практика отставок или безнаказанного отрешения от должности проворовавшихся чиновников: только публичный суд и наказание по закону.
8. Наконец, для ликвидации подпольных мафиозных структур и кланов привлекается вся мощь государственного принуждения: армия, полиция, органы безопасности.
Итак, способы давно известны, опыт описан и систематизирован, примеры перед глазами: Италия, Китай, Сингапур, Гонконг, Испания, Израиль... Почему же Россия пребывает на обочине всемирной битвы за справедливость и торжество закона, почему она с завидным постоянством занимает последние места в мировой табели о рангах? Ответ давно известен: власть, которая основана на коррупции и подпитывается ею, никогда не пойдёт на борьбу с собственным порождением, никогда не наберётся мужества объявить войну себе самой. Во всём мире знают, что первые лица государства - одни из богатейших на планете, что в Госдуме и Совете Федерации заседают 12 миллиардеров, их состояние превышает $ 40 млрд., а расплачиваются они с государством смешным налогом в 13%. Во Франции богатые платят 57%, В Дании 61, Италии 66... И заблокировал введение прогрессивного налога на сверхдоходы не кто иной, как бывший президент и нынешний премьер, о состоянии которого ходят легенды.
Независимые политологи в один голос утверждают, что ключ борьбы с коррупцией лежит в кармане совсем других людей, не этих, превративших государство в дойную корову и истощающих его ресурсы и население. Придут ли эти, новые, люди в политику - зависит от нашего выбора. А если довольны клопами и клещами - кормите их своей кровью.