Всем, кто неравнодушен к искусству, хорошо известно имя Мстислава Добужинского - живописца, театрального художника, графика (1875-1957). В начале 20 в. он входил в известное объединение художников-новаторов "Мир искусства" и был одним из самых ярких и своеобразных его деятелей. Помню, как поразила его акварель-иллюстрация к "Воздушному кораблю" Лермонтова. Здесь мастерство достигает той черты между видимым и невидимым, за которой начинается мир иной, запредельный. Призрачный корабль в завораживающем мерцании ночного океана, бесплотная одинокая фигура Наполеона на краю утёса, глубокое звёздное небо с невиданной силой раскрывают трагедию великого человека и вообще всего сущего на земле: переход в небытие, временность и скоротечность всех человеческих деяний, помыслов, стремлений. Таков Добужинский: отталкиваясь от литературного источника, он творит собственный многозначный мир, подчиняющий полностью и безраздельно.
Так же уверенно и свободно, как кистью, художник владел и пером, оставил потомкам большое литературное наследие. Читал его воспоминания как педагог и пришёл к выводу, что это не только увлекательная книга жизни, но и первоклассное пособие по воспитанию ребёнка. Каждый, кто задумывается над формированием личности своих детей, почерпнёт из книги Добужинского много полезного и ценного. Всем заботливым родителям можно смело следовать опыту и советам прославленного мастера. Он так обстоятельно и предметно описывает своё детство, что возникает ясное представление о первоначальной поре ребёнка и горячее желание помочь его становлению.
Мстислав рос в неполной семье, как выражаются сейчас, его воспитывал отец Валериан Петрович - артиллерийский офицер, дослужившийся до чина генерал-лейтенанта. Отсутствие матери не сказалось на характере мальчика, отец и нянька полностью заменили её ребёнку. Мать, провинциальная актриса, постоянно находилась на гастролях, и супруги развелись, когда мальчику не исполнилось и 5 лет. Отца и сына связывала всепоглощающая любовь, отец стал самым авторитетным наставником и примером на всю жизнь. После отца благотворное влияние исходило от няни и кормилицы Марии Беляковой - простой, доброй и ласковой крестьянки, которую он тоже любил как родную. Ребёнок не может развиваться без любви, любовь - первое и основное условие правильного воспитания, это должен помнить каждый родитель. Без любви невозможно понять своё дитя, почувствовать его внутренний мир и настроения. Валериан Петрович чувствовал сына как самого себя, на его руках мальчик даже засыпал и впоследствии признавался, что не мог себе представить, чтобы можно было любить больше, чем он любил отца.
Итак, родительская любовь. Но ведь она может быть слепой и бесплодной, чисто животной в основе. Из такой любви вырастают безвольные или развращённые мужчины и женщины, поражённые эгоизмом и равнодушием к близким. Добужинский рос в лучах требовательной, заботливой и окрыляющей любви, она не только опекала, но вела и направляла, учила и возвышала. Отношение отца к сыну отличалось выдержанным и ровным тоном, он никогда не срывался и не наказывал (единственный раз, запомнившийся художнику, когда отец взял его за ухо и тут же искупил стихийный порыв поцелуями). А что же вместо наказаний, которыми так злоупотребляют некоторые неуравновешенные взрослые? Твёрдо и последовательно проводимый режим, распорядок жизни с самого раннего возраста, формирование здоровых привычек. Будучи военным человеком, отец не допускал расслабляющего баловства и изнеженности. Сын спал на твёрдом матрасе с сеном, мылся холодной водой, сам чистил свои сапожки и во всякую погоду ежедневно гулял с няней. При этом мальчика не кутали, и одежду отец выбирал такую, чтобы его сын был непохож на ровесников. Он вообще не выносил, чтобы "было, как у всех". Очень важный момент, упускаемый родителями. Через продуманно подобранную одежду можно вложить в ребёнка эстетическое чувство соразмерности и практицизма.