Губернатор зачитал ежегодное бюджетное послание. Судя по тексту, деятельность областной администрации приобрела исполинский размах, во всех отраслях невиданный подъём, планы на будущий год призваны поразить воображение обывателя. Если в достопамятные советские времена бюрократия говорила о своих заслугах понятным и простым языком, то теперь и язык модернизировали, казённые обороты речи были густо сдобрены новейшей убойной терминологией: "инновации, кластер, вектор развития, инфраструктура, сегмент, моделирование..." Чего ждёт обычный человек от громогласных заявлений официальных лиц? Не стало бы хуже! Нет, заверяет губернатор, будет только лучше: вот она, активная социальная политика. Но ведь известно, что в основе любой социальной политики лежит один-единственный фактор - оплата труда, а всё остальное дополняет её и располагается ниже. Оплата по труду - предел всех ожиданий работника и цель всякого государства. Иными словами, зарплата должна быть справедливой, не унижать и не разорять трудящегося. По словам губернатора, в 2011 г. средняя зарплата в области должна подняться до 20 тыс. рублей. Этот затасканный пропагандистский приём давно разоблачён, т.к. нет и не может быть средней зарплаты, за каждой стоит конкретный живой человек со своей профессией и опытом. Никто не получает среднюю зарплату, иначе большинство проблем в оплате труда было бы устранено. Поэтому следует оперировать не мифической утешительной величиной, а зарплатой выплачиваемой , назначенной работодателями. А в роли таковых выступает либо государство, муниципалитеты, либо частник.
Что вы скажете, г. губернатор, о следующих окладах, предлагаемых в разделах "Трудоустройство" рекламных газет: плотник с опытом - 4330, рабочий по зданию - 4330, слесарь-сантехник - 5900, 4919, электромонтёр - 4918, водитель - 5100, бухгалтер - 4700, кухонный рабочий - 4330, повар - 6530, 4330, воспитатели - 4330, преподаватели - 4330, учителя - 5000, 4330, врачи - 4400, 6000, 5750, 10000, 17000, медсестра - 5, 7, 4330, дворник -4330, почтальоны - 2500 (!) На фоне официального прожиточного уровня в 5 тыс. эти зарплаты назвать иначе, как издевательскими, язык не поворачивается. Многочисленная категория работников умственного и физического труда отброшена за грань выживания, и не частниками, что было бы более понятно, а государственной и муниципальной властью, которая и формирует социальную политику, печётся о её развитии. Нет её, такой политики, и быть не может при указанной оплате труда. А есть экономия бюджета на здоровье и уровне жизни образованных и трудолюбивых граждан, есть вызывающее пренебрежение правами и достоинством человека. В категорию зарплаты установленные суммы не укладываются, ибо никоим образом не возмещают интеллектуальные, физические и моральные затраты трудящихся. Более того, они подрывают существование личности. Поэтому в отчётах и прочих документах следует указывать "Вознаграждение от 2 до 6 т.р.", А ПРАВИЛЬНЕЕ БЫЛО БЫ ГОВОРИТЬ О МИЛОСТЫНЕ, ПОСОБИИ ПО БЕДНОСТИ. Разумеется, губернатор не может не знать об уровне оплаты труда во вверенной ему области. Знает и публично рассуждает об "активной социальной политике", вызывая негодование обездоленных и обобранных людей. Все планы и проекты модернизации страны, амбициозные и головокружительные перспективы при таких "зарплатах" не более чем маниловщина и лицемерие, потому что исключают главное слагаемое развития - человеческий капитал. Человек и двигатель производства, и потребитель произведённых благ. Полуголодный и униженный не способен двигать общество, как не в состоянии и потреблять плоды прогресса.
Высказал своё возмущение соседке Нюсе, а она мне возразила:"А им вообще не надо платить, пусть даром работают". - "Как даром?" - "А так. Зачем соглашаются?" И ведь права Нюся. Один, другой, третий откажутся, потребуют настоящей зарплаты - и работодатель не устоит, дрогнет. Хищники разводятся при отсутствии сопротивления, при слабых и пугливых жертвах. А мотив "Жить надо" только поощряет к разнузданности. Такая жизнь хуже собачьей.
Поднял губернатор вопрос и продовольственной безопасности региона, проще говоря - доступных цен на продовольствие, пресечение спекуляции, которая под предлогом далёкой засухи расцвела пышным цветом. В области выращен хороший урожай, собрано более 2 млн.т зерна, достаточный запас картофеля и овощей. Но широкого притока продовольствия в областной центр не наблюдается, губернские ярмарки проблемы не решают. Во-1-х, они проводятся 1 раз в неделю, во-2-х, их явно недостаточно для миллионного города. Требуется наладить регулярный подвоз сельхозпродукции из районов и организовать множество мелких рынков на всей территории Омска, максимально приближенных к потребителю. Таких рынков нет, а селянам они необходимы как воздух. Небольшие торжки то и дело возникают стихийно, но власти их подавляют и закрывают под предлогом антисанитарии. А требуется эти стихийные рынки просто окультурить, оборудовать с учётом беспрепятственного подвоза продуктов. Массовая практика давно показала, что горожане доверяют мелкой уличной торговле и не опасаются низкого качества и загрязнённости, которыми пугают их должностные лица. Полноте, такая торговля существует сотни лет и успешно обслуживает население. Зачем нагнетать пустые страхи и выманивать дорогие рубли селян под предлогом анализов и проверок. Только тогда будет нанесён удар монополистам-перекупщикам и ненасытным торговым сетям, а литр молока упадёт с 23-30 р., творога со 115-120, картофеля с 18, яиц с 36-38. Монополизм в Омске жуткий, и вряд ли его подорвёт создание новых гигантских рынков для сельских товаропроизводителей, как планирует власть. На таких рынках немедленно возникнет новый ценовой сговор, конкуренция будет задушена. Выход единственный - децентрализация торговли, режима наибольшего благоприятствования для розничных продавцов собственной продукции: фермеров, крестьянских хозяйств, дачных кооперативов, сельских жителей. Сумеет город привлечь мелких хозяев, защитить от хищников-перекупщиков и торговых сетей - будет много дешёвого продовольствия. Тут губернатору надо отдать должное, он искренне желает помочь деревне, наладить смычку с горожанами. Но будут ли точно и быстро выполнены его планы? Я каждый день вижу цистерну с дешёвым молоком из Калачинского района, выдавленную с Ленинского рынка на обочину, и сомневаюсь. Прибыль - неодолимая сила на Руси.