Наблюдая новые поколения, я не возмущаюсь и не восхищаюсь, смотрю трезво и спокойно. Я знаю, что смена поколений, как любое развитие, происходит по закону отрицания и пересмотра предыдущих ценностей. Исключений из этого беспощадного закона нет, есть отклонения в сторону большего или меньшего разрыва, большей или меньшей преемственности. В эпохи крупных общественных сдвигов рвётся связь поколений, приходит молодёжь, которая активно утверждает новое мировоззрение, новый облик и стиль, новый язык, новое поведение. Так было и будет. Очень резко проявилась смена поколений в 60-х гг. 19 в., когда в историю влились шестидесятники - дворянская и разночинная молодёжь эпохи перехода от крепостничества к капитализму. Остались в прошлом "лишние люди" с их бесконечной рефлексией и философскими спорами. Тон в обществе стали задавать люди практического направления и революционно-демократических взглядов. Новое поколение такого же масштаба вступило в жизнь в 20-30 гг. 20 века - это романтическое поколение гражданской войны и первых советских пятилеток. Его образ воплощает знаменитый Павка Корчагин из романа Н. Островского. Интересным было поколение новых 60-сятников в послесталинское десятилетие. Сохраняя веру в коммунизм, это поколение смело выступило против бюрократизма, уравниловки, лицемерия и казённого патриотизма советского строя. Наконец, последний крупный перелом в поколениях произошёл в 90-е гг. и связан с ликвидацией Советского Союза и реставрацией рыночно-буржуазных отношений. Новая социально-экономическая практика породила информационное поколение нашего времени: прагматичное, безыдейное и подверженное гедонизму (приверженности к комфорту и удовольствиям). Это поколение малых и больших дельцов, озабоченных личными состояниями и сугубо личным преуспеянием.
Какое же место занимает на этой лестнице поколение декабристов? Дворянской молодёжи 1810-1820-х годов 19 века? Начальное, стартовое, их и назвали "первенцами свободы". После блестящего екатерининского века они первые в России порвали с беззаботным поколением отцов-крепостников и наполнили свою жизнь идеалами общественной и личной свободы, бросили вызов самодержавию, социальному гнёту и сословным привилегиям. Они добровольно отказались от тех огромных благ, которыми так жадно хочет овладеть русская молодёжь через 200 лет после декабристов. А стоит ли? Давайте внимательно присмотримся к этому уникальному поколению.
Декабристы - мои любимые герои. В легенду (не навязанную, а подлинную) превратились их пылкие стремительные жизни, самоотверженный патриотизм, нерушимое братство, муки и страдания. Это были живые увлекающиеся люди, без тени фанатизма и святости, и в то же время исключительные. Они влюблялись и стрелялись на дуэлях, кружили головы женщинам и сами подпадали под их чары, со страстью играли в карты и охотились, веселились на пирушках, отдавали друзьям последний рубль и не знали цены деньгам. И одновременно шли безбоязненно под пули противника, дорожили честью и твёрдо знали, что во имя родины следует идти на жертвы не только на полях сражений, но и в мирное время. Герцен назвал их "богатырями, кованными из чистой стали с головы до ног". И если благородство, достоинство можно приравнять к богатырству, то я согласен с таким определением. Время декабристов ушло безвозвратно, но их нравственный и духовный облик остаётся нестареющим примером на все времена.
Принято подробно описывать историю первых революционеров включительно до 14 декабря 1825 г. - кульминации декабристского движения. О том, что было после восстания, отделываются общими фразами: судили, казнили, отправили на каторгу. И публика обычно удовлетворяется этими скудными сведениями, не подозревая, что дальнейшие события были не менее значительные и захватывающие. Тем более, что с ними связаны неоднократные попытки скомпрометировать декабристов в глазах современников и потомков. Попытки не безуспешные, поскольку подобие правды всегда более заразительно, чем сама правда. Как выдающиеся деятели и необыкновенные личности, декабристы вызывали самые противоречивые оценки и толкования, к ним никто не был равнодушен. Те, кто последовал их примеру, видели в них героев античного склада, восхищались их подвигом и преклонялись. Ярые защитники самодержавия, консерваторы всех оттенков и умеренные патриоты заклеймили декабристов как бунтовщиков, возмутителей незыблемого порядка и подрывателей государственных устоев. Находились и такие, кто считал их слепыми последователями западных идей и историческими случайностями на русской почве, обречёнными на поражение с самого начала. Споры не утихли до сих пор, и поскольку политические революции и насильственные действия по изменению государственного устройства безусловно осуждаются правительственной пропагандой, то и отношение к декабристам сменилось на критическое и осудительное. Не избежали они и подлой клеветы, очернения, злорадства. В 19 веке и 20-м наиболее непримиримые противники обвиняют декабристов в трусости, измене и предательстве. Поведение арестованных в период следствия истолковывается так, что они "закладывали" друг друга, выгораживали себя, молили о пощаде и вообще "сломались" стразу после ареста, раскаялись и повинились в содеянном безумии. Удивляться не стоит, налицо низкая попытка принизить значение их дела, дискредитировать и развенчать в глазах потомков незаурядные личности бунтарей. Ведь они первые открыто и сплочённо, с оружием в руках, поднялись в защиту гражданских прав и свобод русского народа, против неограниченного монархического правления, возмутительного крепостного права, сословного деления общества, политического бесправия и гнёта. Поэтому им потребовалось особое гражданское мужество, смелость и готовность к жертвам. И эти качества декабристы выявили как на Сенатской площади, так и в казематах, на каторге, в ссылке. А в несчастьях, как известно, и выступает наружу подлинный характер человека, то, чего он стоит на самом деле.