Кто сказал, что материальная стеснённость противоречит личному выбору и желаниям? Многие увлечённые люди признавались в моё время, что занимаются любимой работой, да ещё и деньги за неё платят. Весьма скромные, даже символические. Это библиотекари, учителя, архивисты, музейщики, хранители, лесники... кто там ещё? Они при любом раскладе не бросили бы свои занятия, уверен, и преданно служили выбранной профессии.
Известно не мало случаев, когда, получив огромные деньги, их обладатели не изменили ни на йоту образа жизни и продолжали заниматься привычным делом. Это распространённое заблуждение, что достаток и избыток радикально меняют человека. Нет, он остаётся самим собою, со своей культурой, психологией и опытом. А деньги дают лишь дополнительные возможности раскрыть неосвоенный потенциал.
Была до революции такая сверхпопулярная газетка "Московский листок", её издавал Николай Пастухов. Он с гордостью говорил "Я сам себе предок" и был абсолютно прав: выбился в крупные предприниматели и миллионеры при полном отсутствии образования и воспитания, только благодаря недюжинной энергии, смекалке и способностям. Родом из бедных мещан провинциального городка, Пастухов служил мелким чиновником и в юности жадно читал всё подряд, начал писать стихи. На скопленные деньжонки открыл маленькую пивную-забегаловку, но проторговался и подался в репортёры одной из московских газет. Деловая хватка, настойчивость и изобретательность в добывании самых свежих новостей быстро выдвинули Пастухова на первое место в газетном мире, и в 1881 он сам добился издания "Московского листка" и вскоре довёл его тираж до нескольких десятков тысяч.
Став богачом, Пастухов не переменился даже в мелочах, не кутил и не роскошествовал, а тратил огромное состояние на любимую газету и семью. Его единственным удовольствием оставалась рыбалка, даже в морозы он часами просиживал у проруби. И по-прежнему занимался репортёрской работой, добывал такие сенсации, что Москва только руками разводила. Он первый из всех журналистов опубликовал в 1896 коронационный манифест, опередив даже правительственные газеты. А секрет был простой: Пастухов дал небольшую взятку курьеру, и тот вытащил из пачки несколько экземпляров для щедрого барина. Мне симпатичны такие люди, они заставляют нажитые капиталы служить своему делу, а не наоборот, когда легкомысленно спускают немерянные состояния.
Я пенсионер, и при наличии приличных денег стал бы путешествовать - единственное моё желание. Если бы удалось побывать в Италии не в 60, а в 20 лет, я бы наверное стал в чём-то совсем другим человеком - эта страна облагораживает и возвышает. Всё остальное мне доступно и при ограниченных средствах: книги, природа, Интернет, творчество, приятели.